Адрес: 115035, Москва,
ул. Садовническая, 52/45, Центр (НПЦ) "Холокост"
(схема проезда).
Тел/факс: (495) 953-33-62
8-915-091-5321
E-mail: center@holofond.ru

Индекс цитирования

Deutsch English

Изобразительное искусство


Давид ОлерДавид Олер (1902 – 1985)

Давид Олер родился 19 января 1902 года в Варшаве и в раннем возрасте поступил в Варшавскую академию искусств. Художник оставался в Польше, пока ему не исполнилось 16 лет. Еще подростком, Олер выставлял свои гравюры по дереву в музеях и выставочных залах Данцига и Берлина. Позднее Олер работал в Европейском союзе кинематографистов в качестве художника, скульптора и архитектора.  Он также некоторое время работал для кинокомпании "Paramount Pictures" в Европе. В 1930 году Олер женился на Джульетте Вентура, и пара переехала во Францию, а вскоре у молодоженов родился первенец, которого назвали Александром.

После объявления войны Олер был призван в пехотную роту, а 20 февраля 1943 года он был арестован французской полицией во время облавы на евреев в Сенэтуаз. Сначала Олера поместили в тюрьму Дранси, затем депортировали в Аушвиц, где художник провел почти два года - с 2 марта 1943 года по 19 января 1945 года.

В лагере смерти Олер определили в специальную рабочую группу (Sonderkommando), ответственную за очистку крематориев и извлечение останков из газовых камер. Олер наблюдал за тем, как раздевались жертвы газовых камер, парализованные страхом и осознанием скорой неминуемой смерти, как сжигались тысячи "врагов Третьего Рейха", как фашистские ученые проводили медицинские эксперименты над пожилыми и немощными… Давид Олер стал одним из немногих пленников Аушвица, кому было суждено войти в темные помещения крематориев и газовых камер и выйти оттуда живым. В январе 1945 года Олер принял участие в "эвакуационном марше смертников" в Аушвице и в мае того же года был освобожден американскими вооруженными силами в местечке Эбензее.

Работы Давида Олера представляют колоссальную документальную ценность, поскольку газовые камеры и крематории Аушвица не снимались на фотопленку, и лишь воспоминания Олера в рисунках и картинах дают реальное представление о том, что, на самом деле, происходило в лагере смерти. Именно Олер был первым очевидцем, выставившим на публику рисунки планов и структуры крематориев, объясняя, каким образом нацисты управляли своей фабрикой смерти. Находясь в Аушвице, Олер не творил ради искусства, его принудительно заставляли делать иллюстрации, писать и декорировать письма СС. Картины и рисунки Олера, сделанные художником после освобождения, превратились в своего рода дань тем, кому не удалось избежать ужасной участи жертв Холокоста. Олер считал, что должен был поведать миру об их страшной судьбе. В своих картинах он, зачастую, представал в качестве духа, тихого печального свидетеля, наблюдающего со стороны за нечеловеческими сценами, которые никогда не исчезнут из его памяти.

В 1962 году Олер перестал писать. Он умер в 1985 году. После смерти Олера вдова и сын продолжили его дело, рассказывая правду об Аушвице и чтя память жертв.

Картины и рисунки Давида Олера можно увидеть на сайте: http://fcit.coedu.usf.edu/holocaust/resource/gallery/Olere.htm
 
Олер Д. За крошку хлебаОлер Д. Последние шагиСелекция для газовых камер
 
Олер Д. Пища мертвых - спасение живых    Олер Д. Священник и раввин
 
Олер Д. Неспособные работать Олер Д. Отравление газами Олер Д. Наказание карцером
 

 
Толкачев Зиновий Шендерович
(1903, местечко Щедрин, Минская губерния, ныне Гомельская область, Беларусь, – 1977, Киев), украинский график и живописец.
Находясь в 1941–45 гг. в рядах Красной армии, Толкачёв продолжал рисовать и создал графические циклы «Майданек» (1944–45) и «Цветы Освенцима» (1945),  посетив оба концлагеря сразу после их освобождения.
Альбомы «Майданек» и «Цветы Освенцима» от имени польского правительства были разосланы главам четырех великих держав антигитлеровской коалиции, министрам союзных государств, военачальникам.
 
 
 
 
Толкачев З.
 
Толкачев. З.Ш. Мать с ребенком. 1945. Плакат
 
Толкачев. З.Ш. Мать с ребенком. 1945. Плакат
 
 
Толкачев З.Ш. Новички прибыли. 1945.
 
Толкачев З.Ш. Новички прибыли. 1945
 
 
 
 
Толкачев З.Ш. Дети из Освенцима. 1945. Автолитография
 
Толкачев З.Ш. Дети из Освенцима. 1945. Автолитография
 
Толкачев З.Ш. Дети. 1945. Автолитография
Толкачев З.Ш. Дети. 1945. Автолитография


Чижевская Полина
Молодая калининградская художница, побывав в музее "Аушвиц-Биркенау", создала большой графический цикл из 50 рисунков. Выставка уже экспонировалась в Германии и в Польше.
Из интервью Полины Чижевской:
 « … Вот Музей Освенцим. Те самые ворота. Лишь стала подъезжать к этому месту – шок испытала, ужас… Там же до любого камня дотронься – болью отзовется. 
Работать над этим циклом – значило преодолевать огромное внутреннее сопротивление. Ведь писать о страдании – значит, страдать самой. Но тема уже рождалась помимо моей воли…»
Чижевская П. Незабываемый Освенцим
 
 
Чижевская П. Незабываемый Освенцим
Чижевская П. Незабываемый Освенцим
 
Чижевская П. Незабываемый Освенцим


 
Добров Геннадий
Российский художник в 1994 – 2000 гг. посетил бывшие фашистские концлагеря в Польше, Чехии и Германии. Скорбь и горечь от этих многократных поездок, нашли свое отражение в его работах.

17 января 2008 г. в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке открылась выставка  Геннадия Доброва, посвященная дню памяти Холокоста (27 января).

Выставка организована по инициативе постпредства России при ООН, при спонсорском участии Всемирного конгресса русскоязычного еврейства и является частью проводимых ООН мероприятий, приуроченных к Международному дню памяти жертв Холокоста. Эта инициатива направлена на то, чтобы отдать дань памяти жертвам Холокоста и их освободителям, а также подчеркнуть необходимость правильного и неискаженного понимания итогов Второй мировой войны.

 
Добров Г. Памяти советских военнопленных, задушенных газом
 

Добров Г. Памяти советских военнопленных, задушенных газом


 
Басина Виктория. Освенцим-музей. Триптих
 
Басина В. Освенцим-музей. Триптих. 1 Басина В. Освенцим-музей. Триптих. 2 
 
Басина В. Освенцим-музей. Триптих. 3
 
                           Рисунки Ильи Клейнера (Германия), 2006 - 2007гг.


 Клейнер Илья Александрович - художник,  работы которого украшают собрания многих известных коллекционеров по всему миру.
Родился в 1938 году. Получил высшее гуманитарное образование, закончил аспирантуру в Институте истории искусств в Москве, имеет печатные работы по искусствоведению. Является членом Международного Союза журналистов, Союза писателей России, Международного Союза художников при ЮНЕСКО, автором пяти поэтических сборников, одного романа и книги-интервью с известными деятелями русской культуры. В настоящее время живет и работает в Германии.
Более подробно о теме Холокоста в творчестве художника:
http://www.ikleiner.ru/gallery/holocost/



 
Версия для печати