Адрес: 115035, Москва,
ул. Садовническая, 52/45, Центр (НПЦ) "Холокост"
(схема проезда).
Тел/факс: (495) 953-33-62
8-915-091-5321
E-mail: center@holofond.ru

Индекс цитирования

Deutsch English

Новости из дальнего зарубежья

Уникальный образовательный проект - сайт grenierdesarah.org - Сарин чердак, где раскачивается пустое кресло, стоит молчаливый патефон и книга, приглашающая взглянуть на ее страницы… Сайт, представляющий историю Шоа специально для детей в возрасте от 8 до 12; сайт приглашающий их наблюдать и слушать сказки и выражения, свидетельствующие о многообразии еврейской культуры до, во время и после Второй Мировой войны. Девять личных историй свидетельствуют о повседневной жизни евреев во время войны, опираясь на архивные документы, хранящиеся в «Мемориале Шоа» в Париже. Благодаря такому подходу к истории, дети уже воспринимают Катастрофу не как теоретический материал из учебника истории, а понимают, что за каждым фактом, каждой цифрой стоит реальный человек, их сверстник.


Израиль
Хайфский университет (Израиль) объявляет набор студентов на международную магистерскую программу по изучению Холокоста. Срок обучения 1 год.
Для подачи заявки.
Более подробную информацию можно получить на сайте.
По всем интересующим вопросам обращаться к д-ру Яэлю Гранот-Бейну: ygranot@univ.haifa.ac.il
_________________________________________________________________


15.03.2015 Статья "История семьи Махлиных- зеркало истории моей Родины" ученицы Речицкой средней школы Почепского района Брянской области Шевелевой Ксении опубликована в израильском интернет- издании "Наука и жизнь Израиля" с предисловием доктора технических наук Семёна Якубовича.
Читать статью
смотреть слайд-шоу
Перейти на страницу издания


Великобритания. 29.12.2014. Британское правительство пообещало введение в 2015-м году жестких законов, направленных на борьбу с антисемитизмом
Правительство Великобритании самым серьезным образом взялось за искоренение антисемитизма в стране. Министр по делам общин и местного самоуправления Эрик Пиклз заявил, что правительство скоро введет новые законы, направленные на борьбу с этим явлением. По просьбе премьер-министра Великобритании также будет увеличено финансирование на преподавание темы Холокоста в школах и поездки школьных делегаций в Польшу. Подробнее


Италия. 22.10.2014. "Путешествие памяти"

144 учащихся из 24 школ Рима посетили в конце прошлой недели Освенцим в рамках ежегодного «Путешествия памяти» по мемориалам Холокоста в Польше. В этом году группу школьников, помимо учителей, сопровождали мэр Рима Игнацио Марино и глава еврейской общины города Риккардо Пачифичи. Подробнее


Германия. 19.10.2014. Повторение пройденного

Еврейские организации Германии бьют тревогу: в стране резко выросли антисемитские настроения. Несмотря на десятилетия антинацистской пропаганды и неоднократные обещания немецких лидеров не допустить повторения Холокоста, у евреев в ФРГ появляется все больше поводов для беспокойства. Подробнее


Нидерланды. 12.08.2014. Голландские школьники будут изучать историю Холокоста в театре

Еврейский исторический музей Амстердама объявил в конце прошлой недели о запуске новой образовательной программы. Голландских школьников будут знакомить с еврейской культурой с помощью спектакля «Анна», посвященного Анне Франк, сообщает JTA. Постановка создана Еврейским музеем совместно с Базельским фондом Анны Франк и основана на материалах из архива семьи Франк. В спектакле, помимо истории Холокоста, акцентируются вопросы самоидентификации евреев, их истории, традиций и религии. Новая образовательная программа музея предполагает проведение двух подготовительных уроков до и одного после спектакля. 

«Этот проект поможет нам заинтересовать молодую аудиторию. Мы рассчитываем, что школы будут отправлять учеников на наши постановки», – заявил продюсер Киз Абрамс.
http://www.jewish.ru/news/culture/2014/08/news994325712.php


Израиль. 25 октября 2013 года. 70-летие уничтожения Минского гетто.
  В Бет-Шемешском лесу, возле мемориального состоялся традиционный  траурный митинг, посвященный гибели Минского гетто, организатором которого являются члены Всеизраильского объединения выходцев из Белоруссии во главе с председателем Михаилом Альшанским.  В митинге приняли участие ветераны Второй мировой войны, бывшие узники гетто и концлагерей, представители молодого поколения, принявшие "эстафету поколений" от своих родителей, все, кому дорога память о жертвах Холокоста, героях сопротивления и воинах – евреях.
 - В этот солнечный осенний день мы, живя в Израиле, не должны забывать о трагедии 70-летней давности, отметил М. Альшанский, - В это время Минское гетто уже не существовало, его обитатели были уничтожены германскими нацистами и их приспешниками. Согласно кровавой статистике, на территории оккупированной Белоруссии было уничтожено не менее 800 тысяч евреев. Нес тяжелые жертвы и белорусский народ...
 В митинге принял участие новый Посол Республики Беларусь Владимир Николаевич Скворцов.
- Мы  обязаны сохранить память, правду об этой трагедии, - отметил В. Скворцов, -  с тем, чтобы она больше никогда не повторилась. Создание Минского гетто – одного из самых крупных в Европе и практика уничтожения евреев Беларуси и других стран Европы, обнажили перед всем миром варварство гитлеровского оккупационного режима. Не следует забывать и о совместном подвиге евреев и белорусов, проявленном в героическом сопротивлении нацистам, о более чем 700 спасителях, удостоенных в Израиле звания Праведников народов мира. Наверное, не имена этих замечательных людей еще не установлены...
Посол Беларуси информировал не только о завершившихся накануне мероприятиях в Минске, но и бережном  сохранении памяти о Холокосте в Беларуси, приведя в пример недавно изданную в Минске книгу председателя СП Беларуси Николая Чергинца "Операция "Кровь"", где поднята тема взаимоотношений еврейского и белорусского народов на фоне трагедии Холокоста и развертывания партизанской войны против оккупантов.
 У мемориального камня прозвучали стихи в исполнении председателя ашдодского отделения Союза ветеранов Второй мировой войны Михаила Дендзе, чья многочисленная родня погибла в Яме, а затем председатель ашдодского отделения выходцев из Беларуси, инвалид войны Исаак Цвасман рассказал о том, как ашдодский волонтер, уроженка Беларуси Малка Шекин увековечила на листах Свидетельских показаний ("Дапей Яд ва-Шем") и внесла в Базу Данных "Яд ва-Шем" не менее 1400 имен погибших в Холокосте с помощью бывших узников, партизан и воинов Зиновия Кнеля и Бориса Гинзбурга. Исаака Цвасмана поддержал сотрудник "Яд ва-Шем" доктор Арон Шнеер, поделившийся своими впечатлениями о командировках в Беларусь в связи увековечением памяти и еврейских жертв. Арон Шнеер  призвал участников митинга еще и еще раз обратиться к своей генной памяти, вернуть из Небытия Имена безвинных жертв нацизма. Работа эта должна продолжаться, пока живы свидетели, таков лейтмотив этих выступлений.
 ...Ицхак Туник – один из свидетелей создания Минского гетто, бывший узник. Юный партизан из отряда Зорина. "Самый большой погром, насчавшийся 28 июля 1942 года, длился четыре дня...Немцы убивали евреев в душегубках. Нам с братом, благодаря родителям, удалось выжить..." А старший брат Ицхака, Ефим Туник, после войны морской офицер,  написал пронзительные стихи, незадолго до смерти(2011) переданные брату, их нельзя слушать без боли...
Я не думаю о смерти,
Но когда придет конец,
Я прошу, мой прах развейте
У деревни Тростянец...
... Для бывшего узника гетто Михаила Рудера (Бейт Шемеш) приход к мемориальному камню и зажигание свечей памяти – это свидание с погибшими родными. Из всей семьи он остался один. "Мы должны передавать эстафету памяти молодым. Чтобы помнили..." Эта же мысль звучит и в кратком выступлении руководителя беер-шевских "белоруссов" Нелли Лев.
...Житель Ашдода, 90-летний Борис Гинзбург из местечка белорусского Ленино, прочитавший кадиш на митинге и поделившийся воспоминаниями об участии в борьбе с нацистами – яркий пример не только узника, но воюющего еврея, бойца, партизана и воина, дошедшего с боями до Берлина. Он является активистом ашдодского музея Героизма и Холокоста, часто выступает на иврите и перед израильской молодежью, воинами израильской армии во время их посещений Музея еврейского военного наследия и Холокоста "Энергия мужества" в г. Хадере.
Возложены венки и цветы. Прочитан кадиш. Зажжены поминальные свечи...Память – жива...
Текст и фото: Г. Рейхман (Израиль)


 



 

 

  
                         Израиль: «Уроки не по учебнику»                                         
27.11.2011. Израиль. Ашдод.  Представитель Российского Центра "Холокост" Григорий Рейхман принял участие в качестве переводчика в презентации нового уникального образовательного проекта по изучению Холокоста и героизма, состоявшейся в израильском городе Ашдоде.
  В «уроке истории не по учебнику» приняли участие более 20 старшеклассников школы "Макиф бет".  
  Преподавателями по такой важной для развития еврейского самосознания теме, как история Холокоста и еврейского героизма стали не ученые - профессора университетов, а живые свидетели трагедии. Это 13 членов амуты "Зикарон"(«Память»), объединяющей более 500 бывших узников гетто и концлагерей, проживающих в Ашдоде. Большинство прибыло в Израиль с массовой алией в начале 90-х минувшего века.                      
      Инициаторами проведения этого первого в Израиле своеобразного «урока вне расписания и не по учебнику» стали преподаватели школы "Макиф бет" во главе с директором Шаломом Соэном. При поддержке заместителя мэра города Владимира Гершова и руководителя амуты "Зикарон" Арона Молотковского их идея реализовалась в рамках экспериментального проекта «Мысль» министерства просвещения.
 Проект этот не совсем обычный. Презентациями воспоминаний бывших узников нацизма израильских школьников удивить трудно. Свидетели обвинения нацизма выступают в школах, как правило, в День память жертв Холокоста, в месяц Нисан, когда на всю Страну звучит сирена и начинаются торжественно – траурные мероприятия.
  Поэтому руководство школы (в чем немалая заслуга как директора, так и преподавателя истории Корин Леви и классного руководителя, завуча школы Эллы Шуд) прибегло к иной форме работы. Неформальной. Старшеклассники, готовящиеся к сдаче экзаменов по истории на «багрут», превращаются…в интервьюеров. Работа ведется в малых группах. Два-три ученика работают по заранее разработанному плану. Цель серии вопросов – получить как можно больше информации о том, что и как происходило на территориях, оккупированных нацистами и их союзниками. Не менее важны для учащихся ответы респондентов, которые помогают составить представление о довоенном прошлом – о доме, об атмосфере  в семье, о соблюдении национальных традиций, о еврейской общине, о штетле, беспощадно уничтоженных нацистами в годы Шоа. Пресловутый «языковой барьер» между бывшими узниками и учащимися не является преградой, поскольку, во – первых, некоторые владеют русским языком, с другой - респонденты владеют на достаточном уровне ивритом, и кроме того, в ряде случаев, на помощь готов прийти классный руководитель или товарищи, чтоб помочь остальным…
  Как отметил директор школы Шалом Соен, учащиеся – представители почти всех еврейских общин, проживающих в Ашдоде. Они получают знания по одной из важнейших тем в истории еврейского народа – Шоа. Как общечеловеческой трагедии. Как о беде для евреев всего мира. Они приобретают навыки исследования и осмысления полученной информации из первых уст, не говоря уже об «интеракции», чувстве сопричастности и понимания событий далекого прошлого, без чего нет понимания настоящего, не говоря уже о будущем. Задача поколения наших детей и внуков в том, чтобы Шоа не повторилось никогда…
  Кажется, на небольшой площади «Бейт Оле» раскинулась географическая карта  бывшего СССР, но жуткая по сути. Нацисты и их союзники превратили оккупированные ими территории в сплошную расстрельную зону.
…Бетя Гральник (Мазус) (на фото с 2-мя ученицами) прошла гетто в Винницкой области. В мае 1942 года нацисты расстреляли мать и двух младших сестер. В 12 лет она узнала рабский труд на каменном карьере на станции Шамшенцы. Ее выживание – чудо.  Как, впрочем, и ее мужа Владимира Гральника, уроженца Бессарабии, изгнанного из родных мест румынскими союзниками Гитлера…
 …Родные отца Хаси Гитлиной погибли в каунасском Девятом форте, мать попала в концлагерь Штутгоф. Хасю спасли… «Воспоминания даются нелегко, после них болит сердце…»
 …Моше Шляхтман потерял мать во время одной из первых расстрельных акций в Понарах, где погибли тысячи евреев из Виленского гетто. Его жена Сима пережила Шоа в шестилетнем возрасте. Только не в Литве, как Моше. В Белоруссии. Она – из Долгинова, из знаменитого «Списка Киселева». Израиль посмертно удостоил советского офицера Николая Киселева,  выведшего через линию фронта 218 евреев, звания Праведника народов мира.
 …История выживания пятилетней в то время Ани (Энуци) Сухер (на фото с учеником Матвеем Мирманом) в гетто Доманевка (Транснистрия), сумевшей вместе с матерью не только выжить, но и сохранить детские довоенные фотографии, подытоживается так: «Мы могли остаться в одной из канав, по которым нас гнали в гетто, могли умереть от голода или быть расстрелянными в Доманевке, остаться там навечно молодыми»…
 …Семилетней малышкой Адель Русовская на себе узнала голод в концлагере Печора, получившем от узников название «Мертвой петли». После войны ее отец Самуил стал инициатором сооружения памятника 8000 погибшим евреям Тульчина, а она, спустя 60 лет, вместе с мужем немало сделала для оформления  раздела, посвященного Холокосту, в новом ашдодском Центре духовного наследия воинов – евреев – борцов с нацизмом, известном и как музей Героизма и Холокоста.
 …В памяти Григория Брума, потерявшего дедушку и бабушку, расстрелянных нацистами, запечатлелась картина бегства из оккупированного Глуска в деревню и склонившийся над телегой, в которой он лежал как сыпнотифозный, немец в каске. Впереди будет еще общение с партизанами, но склонившуюся над ним каску мальчик  запомнит. Навечно. Когда пришло освобождение, ему было не более десяти лет…
 …Рае Бродской (Зубковой) было четыре года, ее рассказ основан на воспоминаниях старшей сестры Туни, которой было одиннадцать. Их маму от расстрела спасла в первое время оккупации Шаргорода…седина: немцы не отобрали ее для работ с последующим уничтожением. Повезло…
…Борис Гинзбург, почтивший недавно память еврейских жертв Белоруссии в «Яр а-Кдошим», поведал школьникам не только о Холокосте, но и о еврейском сопротивлении. Концлагерь в Ганцевичах, побег, участие в партизанской борьбе и приход в составе Красной армии в логово нацизма – Берлин. Как об этом не рассказать вступающим в жизнь молодым израильтянам?!.. Это ли не доказательство, что евреи не были «скотом, идущим на бойню»(Аба Ковнер), не аргумент в борьбе с отрицателями Холокоста и героизма - сегодняшними и завтрашними?..
 …Автору этих строк помогал в качестве переводчика интервьюировать председателя амуты Арона Молотковского, хотя, следует отметить, недавний юбиляр владеет ивритом. Его рассказ о пережитом, будем надеяться, органично впишется в еще не изученный материал по школьным учебникам, он несколько предвосхитит его.
 Что испытывают сами школьники? Шломит Рашковски – шок, боль, представляя страдания в гетто, Далию Кассин же, как, впрочем, и других ребят, восхищают мужество, жизнестойкость, желание поделиться переживаниями с единственной целью – чтобы этого больше не повторилось. «Для этого у нас есть государство, есть сильная армия, мы можем себя защитить, - считают старшеклассники.
 …Большинство респондентов успевает уложиться за два часа. Яков Шварцберг чьи материалы представлены в «Яд Вашем», не успел. «Работа над полученным материалом, можно сказать, уже началась, и ребята обязательно не раз встретятся с живыми свидетелями истории, - говорят Корин Леви и Элла Шуд.
    По мнению заммэра Владимира Гершова, «переоценить значимость начатого уникального проекта невозможно. В основе - воспоминания   людей  об отрезке судьбы, связанном с гонениями, с «народоубийством» (Эренбург), когда смерть для еврея стала «нормой», а выживание чудом. Бывшие узники передают школьникам свой опыт и  историю - живой, такой, какой она была  пережита и запечатлелась в их памяти. В рассказах - жуткая правда, которую не выдумаешь. Они доносят до школьников нечто крайне необходимое, недоступное ни посредством обычных уроков истории, ни  книг, ни кино, ни всезнающего Интернета, ни даже посещения «Яд Вашем», поездок в Польшу и расположенных там музейных комплексов на  месте концлагерей. Слова бывших узников облекают в плоть и кровь, очеловечивают страшную цифру – 6 миллионов уничтоженных евреев. Именно  поэтому память о пережитом этими людьми должна оставаться с нами, с нынешней молодежью, с будущими поколениями израильтян. В этом и значимость проекта».
 Следует отметить, что большинство из респондентов уже успели дать видеоинтервью Фонду Спилберга, их воспоминания имеются и в сборнике «Колокола памяти» на русском языке, российские студенты (сборник есть в Российском Центре «Холокост») уже выполнили по нему исследование о культуре памяти переживших Холокост, живущих в Израиле.
  Автор этих строкдалек от мысли, что старшеклассники из ашдодской школы «Макиф Бет» станут в дальнейшем историками и исследователями событий 70-летней давности. Только эта встреча не пройдет для каждого бесследно, и они выпустят интернет - сборник своих работ  на иврите. А потом они расскажут об этом и своим детям, внукам.  «Передайте об этим детям вашим…» Значит, завет бывших узников «Помнить и рассказать» в перспективе будет выполнен. Это значит, что прикосновение к Истории – состоялось…




3/4 канадцев за обязательное изучение Холокоста в школах

02.12.2008. Канада. Как показал опрос общественного мнения, проведенный в октябре с.г. институтом Leger Marketing в связи с 70-летием «Хрустальной ночи», 75% населения Канады считают, что история Катастрофы европейского еврейства должна быть обязательным элементом школьной программы. При этом 7% из 1500 респондентов признались, что никогда в жизни не слышали о Холокосте.

Чем моложе канадец, тем выше вероятность того, что он ничего не знает о зверствах нацизма в отношении евреев. Также выявлена корреляция между уровнями образования и осведомленности о Холокосте: среди обладателей второй и третьей академических степеней с этой темой незнакомо лишь 1,7%, а среди лиц с начальным образованием — целых 23%.

Менее предсказуемыми оказались языковые различия. Среди франко-канадцев понятия о Холокосте не имеют 12% респондентов, а среди англо-канадцев — 4%. Из англоязычных провинций показатель на уровне Квебека зафиксирован только в Саскачеване.

58% опрошенных признают существование проблемы антисемитизма. 33% опасаются, что иммигранты представляют опасность для общества. 59% респондентов считают, что общество должно уделять больше внимания принятию и сохранению традиций религиозных меньшинств, а 41% полагают, что представители этих меньшинств обязаны оставить свои привычки и ассимилироваться.

http://jewish.kiev.ua/news/2092/


 
Поездки израильских школьников в Польшу станут короче и дешевле
09.09.2008. Израиль. Экскурсии израильских школьников в Польшу, в музеи в бывших концлагерях давно уже превратились в вояжи исключительно для богатых. Многие старшеклассники, чьи родители не могут позволить себе оплачивать очень дорогие билеты, остаются дома.
9 сентября министерство просвещения объявило: на организацию коллективных поездок в Польшу будет проведен новый тендер с целью добиться снижения их стоимости. Об этом сообщает NRG-Maariv.

На протяжении нескольких последних месяцев специально созданная общественная комиссия изучала вопрос об этих экскурсиях. Она выдала ряд рекомендаций, одна из которых – сократить продолжительность поездок с 8 до 6 дней. Минпрос принял эту рекомендацию и надеется, что стоимость поездки для одного ученика снизится с нынешних 6700 шекелей до 5200-5500 шекелей.

Кроме того, комиссия считает необходимым за несколько недель до поездок в Польшу проведение семинаров для старшеклассников в мемориальных комплексах в память о жертвах Холокоста в Израиле, причем участвовать в этих просветительных мероприятиях будут все учащиеся, а не только те, кто летят в Варшаву.

Далее, минпрос планирует увеличить фонд финансовой помощи тем ученикам, чье материальное состояние не позволяет принять участие в таких экскурсиях. В данный момент в фонде имеется 1 млн шекелей, в скором времени сумма вырастет до 5 млн.
 

 
Выставка расскажет о Холокосте детям
08.09.2008. В Великобритании открылась первая детская выставка, посвященная Холокосту. "Выставка предоставляет детям возможность испытать все те чувства, которые пережил их сверстник, спасавшийся от нацистской угрозы", - говорит директор Центра Холокоста в Ньюарке Стефан Смит. "Это путешествие в историю Холокоста даст детям пищу для размышлений, возможность подискутировать о важнейших человеческих ценностях. Оно будет подкреплено также конкретными рассказами людей, переживших Холокост в детском возрасте", - рассказала она корреспонденту АЕН. Средства на организацию выставки (около полутора миллионов долларов) были выделены из государственных и общественных фондов Великобритании.
 

 
Студенты не знали о Холокосте
14.07.2008. Австралия, Канберра. Высокопоставленный чиновник министерства образования Австралии предложил ввести обязательное изучение Холокоста в школьную программу.
Генеральный директор департамента образования крупнейшего австралийского штата Новый Южный Уэльс Михаэль Коутс-Троттер, общаясь со студентами университета, к своему огромному удивлению обнаружил, что молодые австралийцы практически ничего не знают о трагедии европейского еврейства.
"Для того чтобы прожить нормальную жизнь, люди должны помнить о трагедии Холокоста. Они должны знать, как все начиналось, чтобы не повторились ошибки прошлого. Многие выпускники нашего штата ничего не слышали о геноциде евреев в Европе", - заявил журналистам Коутс-Троттер.
Еврейская община Австралии горячо поддержала инициативу высокопоставленного чиновника.
"Мы весьма обеспокоены тем, что австралийская молодежь очень плохо знает историю уничтожения европейского еврейства и готовы содействовать официальным структурам в восполнении этого образовательного пробела", - заявил лидер австралийской еврейской общины Вик Альхадеф.
 

 
Международная конференция по преподаванию истории Холокоста прошла в "Яд Вашем"
14.07.2008. Израиль, Иерусалим. Более 700 педагогов со всего мира приняли участие в антирасистской конференции в «Яд ва-Шем».
Конференция «Преподавание Шоа: Борьба с расизмом и предрассудками» прошла в Иерусалиме с 7 июля по 10 июля. Она была посвящена установлению диалога между педагогами, которые преподают историю Катастрофы еврейского народа в странах с многонациональным населением. Некоторые из 164 семинаров конференции коснулись преподавания Холокоста в Руанде, особенностей занятий со студентами мусульманского происхождения, а также преодоления предвзятых отношений в классе с помощью дневника Анны Франк.
На конференцию в израильский мемориальный музей Холокоста приехали участники из 52 стран.
«Беспрецедентно высокий интерес к конференции 700 педагогов - это результат всеобщего понимания, что преподавание Холокоста жизненно важно для воспитания будущего поколения, что оно укрепляет решимость к борьбе против антисемитизма, расизма и предрассудков – феноменов, широко распространенных в мультикультурных обществах», - сказала Доррит Новак, директор Международной школы изучения Холокоста «Яд ва-Шем».
Среди израильтян, выступивших на конференции - министр образования Юли Тамир, министр по социальным вопросам Ицхак Херцог, бывший министр и депутат Кнессета Натан Щаранский , главный раввин Тель-Авива и бывший главный ашкеназский раввин Израиля Исраэль Меир Лау и научный советник «Яд ва-Шем» Йехуда Бауэр.
 

 

Степень бакалавра – за изучение Холокоста...

02.05.2008. В Израиле впервые начнет действовать новый образовательный проект по изучению Катастрофы, осуществление которого  взяли на себя  Колледж Западной Галилеи  (Galil Maaravi College)(Акко) совместно с Домом борцов гетто («Бейт Лохамей ха-геттаот»). Особенность его заключается в том, что студенты, успешно окончившие курс, получат Первую степень(на иврите – «тор ришон», т.е. бакалавра.

  Курс откроется осенью, т.е. в новом учебном году. Особая учебная программа разработанная,  доктором Боазом Коэном, уже получила добро от вышестоящих инстанций, в ведении которых находится академическое образование. На учебных занятиях студенты расширят свои представления об идеологии и практике нацистских убийц и их приспешников, поведении и противостоянии им жертв, влиянии Катастрофы на Ихзраиль и Западный мир. Курс включит в себя множество тем, так или иначе, связанный с темой Шоа, например, такие важные темы, как «Медицина в эпоху Катастрофы», «Еврейские женщины и Катастрофа», «Литература и Холокост», «Еврейские дети и Катастрофа», «Нееврейское окружение и Холокост», и т.д. Студенческая практика будет состоять в исследовательской работе над документами в архиве и библиотеке «Бейт Лохамей а-геттаот». По словам гендиректора Музея «Бейт Лоахмей а-геттаот» Симхи Штайна, отличившиеся смогут работать гидами в музеях истории Катастрофы, а также в качестве гидов во время поездок учащихся школ в Польшу для посещения исторических мест, связанных с массовым уничтожением европейского еврейства в годы Катастрофы...

 Сам доктор Боаз Коэн является достаточно серьезным исследователем Холокоста, об этом можно судить по выдержкам из его выступлений на научных форумах, например, в 2004 году на научной конференции в Яд ва-Шем, где им сделан обзор об изучении Холокоста в израильских университетах в 1947-1965гг.; занимался он и воспоминаниями детей – бывших узников гетто и концлагерей(Cohen, Boaz. The Children's Voice: Postwar Collection of Testimonies from Child Survivors of the Holocaust. Holocaust and Genocide Studies - Volume 21, Number 1, Spring 2007, pp. 73-95)...
  По материалам «Едиот Ахранот» и интернета  подготовил Григорий Рейхман (Израиль) 

 
Nintendo выпускает компьютерную игру о Холокосте
13.03.2008. Разработчики компьютерных игр компании Nintendo обещают выпустить к концу этого года новую игру, построенную на тематике Холокоста, сообщило в понедельник издание New York Times. «На этот раз, мы не собираемся запускать игру в Северной Америке», — сказали в компании, планируя представить ее в Европе.
Игру под названием «Фантазия - единственное спасение» Times описало как «мрачно иллюстрированную и полную ужасных исторических фактов». Она была разработана небольшой британской компанией Alten8, сотрудничающей с филиалом Nintendo в Великобритании. Один из создателей, 21-летний Люк Бернард, назвав игру образовательной, сказал в интервью изданию: «Я не рассматриваю войну как игру». Бернард, выросший в еврейской семье, сообщил американской газете, что его бабушка заботилась о еврейских сиротах после Второй мировой войны.
В игре нет насилия, а главным героем является еврейский мальчик, путешествующий по оккупированной нацистами Европе.
Представитель Антидиффамационной Лиги отказалась давать комментарии по поводу игры, сказав, что не видела ее. Однако она предположила, что игра будет очень полезна, несмотря на отрицательные отзывы, появившиеся в Интернете после сообщения о новом проекте, где концепцию игры назвали «отвратительной», а саму игру «бросающей в дрожь». «Мы действительно считаем, что новые технологии позволяют открывать дополнительные возможности для преподавания детям истории Холокоста», — сказала она.
Исполнительный директор компании Alten8 надеется, что в Европе игра появится к декабрю этого года.
                                                       www.jewish.ru/news/world/2008/03/news994260231.php
 

 
Предложение Саркози: младшие школьники должны принять эстафету памяти о жертвах Холокоста

 

19.02.2008. Франция. Если следовать предложению французского президента, то каждый четвероклассник должен  в будущем взять шефство  над ребенком, который погиб в Шоа. Таким способом Саркози хочет напоминать о преследовании евреев.

Учителей пугает в этой идее слишком юный возраст школьников, которые понесут такой «эмоциональный груз».

  Французский президент Николя Саркози вызвал споры своим предложением о том, что дети уже в начальной школе должны знакомиться с понятиями Холокоста. Каждый учащийся 4-го класса должен «чтить память  об одном из 11000 французских детей, которые стали жертвами  Холокоста», сказал Саркози.

В своей речи на мероприятии Центрального совета еврейских организаций Франции  президент страны, сам частично еврейского происхождения, также  сказал: «Дети в возрасте 10 лет должны, начиная с нового учебного года, познакомиться с именем и жизнью ребенка, погибшего во время Катастрофы. Нет ничего ближе для ребенка, чем история его сверстника, у которого были такие же игры, такие же радости и такие же надежды, как у него самого».

Уже на следующий день профсоюз учителей начальных классов предостерег о психологических трудностях у  10-11 летних детей, которые недостаточно выросли, чтобы сталкиваться с такой темой как преследование евреев. Опасность состоит, по мнению  Жиля Муандро, в том, что у школьников может развиться чувство вины и ответственности за то, в чем они совершенно не виноваты. Возможен и противоположный эффект, в частности, позднее учащиеся откажутся изучать данную тему.

Критика последовала и от оппозиции. В частности, сенатор от социалистов Жан-Люк Меленшон определил предложение как «невероятное». По его мнению, Саркози не должен вмешиваться в образовательную политику.

Учителям Франции уже приходилось сталкиваться с предложениями президента, в частности, некоторые из них бойкотировали предписанное Саркози чтение последнего письма Ги Моке. 17 летний юноша, участвовал в движении Сопротивления, за что был расстрелян в 1941 году нацистами. Его последнее письмо родным должно зачитываться ежегодно во всех французских школах. Учителя протестовали против вмешательства Саркози, считая, что они сами могут выбрать, о чем им говорить в День памяти.

Елена Годунова, по материалам журнала «Spiegel online»
 

 

КомиксКомикс поможет изучить историю Холокоста

01.02.2008. Берлинские школьники получили в качестве дополнительного учебного пособия комиксы о нацистской диктатуре.

Ученики берлинских школ получили в качестве дополнительного учебного пособия по истории книгу комиксов, в которой рассказывается о Гитлере и Холокосте. Речь идет о тестовой стадии проекта, разработанного голландским Центром Анны Франк.

От "Открытия" к "Поиску"

В комиксе "Поиск" описывается судьба вымышленной еврейской семьи, депортированной в годы Второй мировой войны в лагерь смерти. Повествование затрагивает все ключевые события, касающиеся пребывания нацистов у власти. В книге рассказывается  и о Ванзейской конференции 1941 года, когда было принято "окончательное решение" о систематическом истреблении евреев в оккупированной Европе.

Авторы книги показали ничем не оправданную жестокость лагерей смерти: в одной из сцен заключенного расстреливают на месте за то, что он появился на перекличке с непокрытой головой.

Берлинское отделение Центра Анны Франк сообщает, что "Поиск" уже был опробован на голландских школьниках. "Рассказав историю Холокоста в виде комиксов, можно вызвать отклик у юных читателей", – объяснил вчера пресс-секретарь организации. Если издание окажется полезно учителям, то книгу введут в школах по всей Германии.

Центр Анны Франк с 2003 года успешно опробовал схожую книгу комиксов "Открытие", рассказывающую о преследовании евреев в Германии с 1933 года и Голландии с 1940 года в школах Нидерландов.

http://www.dw-world.de/dw/article/0,,3102136,00.html?maca=rus-yandex_new_comments-325-xml

 

 
Израильские школьники думают, что Холокост может повториться
25.01.2008. Большинство израильских старшеклассников, около 82 % считают, что Холокост может случиться снова. Таковы результаты социологического исследования, проведенного накануне Международного дня Холокоста.

Помимо старшеклассников в опросе Института исследования Холокоста, приняли участие студенты, солдаты и офицеры израильской армии.

Как израильские школьники узнают о Холокосте? Большинство старшеклассников, 54 %, заявило, что они узнали о Холокосте благодаря школьной экскурсии в Польшу. 18% школьников узнали о Холокосте благодаря документальным фильмам, и только 12 % заявили, что они узнали о Холокосте на школьных уроках истории.

В ближайшее воскресенье, 27 января, который был объявлен ООН Международным днем памяти Холокоста по всему миру пройдут мероприятия, посвященные этому событию.

http://www.mignews.com/news/society/world/250108_202221_47319.html

 

 
Новое исследование показало, что немецкие школы терпят неудачу в разъяснении учащимся истории Холокоста

18.01.2008. Недавно немецкий ученый из Франкфурта Готтфрид Кослер заявил о том, что немецкая молодежь начала использовать в повседневной речи слово "Jew" ("еврей") в качестве ругательства. А новое исследование, проведенное центром политического образования, показало, что немецкие школы терпят неудачу в разъяснении учащимся истории Холокоста.
Сьюзен Орбан, историк израильского музея Холокоста "Яд Вашем" считает, что данную тему нужно преподавать, используя методы, которые оказались успешными в прошлом. Например, предлагая школьникам представить, что они должны резко оставить свои дома и начать новую жизнь в другом месте. На ее взгляд, это производит большее впечатление на нынешнее поколение, чем ужасы концентрационных лагерей.

http://jn.com.ua/Antisemitism/berlin_1801.html

 


 
Средняя школа Северной Каролины отказывается от проведения со школьниками занятий, в которых они играют роли нацистов и евреев
14.01.2008.   Средняя школа Северной Каролины отказывается от проведения со школьниками занятий, в которых они играют роли нацистов и евреев. Эти занятия сопровождали чтение в классе «Дневника Анны Франк», однако один из родителей заявил протест против подобных упражнений, - сообщила газета «Fayetteville Observer».

Школьников делили на евреев и нацистов. Назначенным евреями запрещалось участвовать в разных классных мероприятиях без разрешения тех, кто играл роль нацистов. В следующую неделю школьники менялись ролями.

Директор школы, классный руководить и завуч активно настаивали на сохранении этого проекта. Однако школьный совет постановил его закрыть.

http://www.jewish.ru/news/world/2008/01/news994257827.php

 
 
Версия для печати