Адрес: 115035, Москва,
ул. Садовническая, 52/45, Центр (НПЦ) "Холокост"
(схема проезда).
Тел/факс: (495) 953-33-62
8-915-091-5321
E-mail: center@holofond.ru

Индекс цитирования

Deutsch English

Программы учебных курсов



 Международная школа преподавания и изучения Холокоста в Яд Вашем, при поддержке благотворительного фонда "Genesis" предлагает виртуальный курс 

 И памяти нет страшней..." История Холокоста (Шоа) 

Участие на виртуальном курсе бесплатно.

Курс спонсирован фондом "Генезис".

Курс начинается 4 октября 2012-го года.

После выполнения всех заданий и подготовки итоговой работы участникам будет выдано свидетельство об успешном окончании курса при Международной школе преподавания и изучения Холокоста в Яд Вашем.

Курс будет признан израильским министерством образования ("гмуль иштальмут")

Виртуальный курс "История Холокоста (Шоа)" затрагивает следующие темы:

· Евреи Советского Союза и присоединенных территорий в период между двумя мировыми войнами.

· Развитие антисемитизма в Европе и его значение в нацистской идеологии.

· Третий рейх, становление нацистского государства.

· Гетто в период Второй мировой войны.

· Холокост (Шоа) на оккупированных территориях Советского Союза.

· Развитие «окончательного решения еврейского вопроса»: операция «Рейнхард» - создание центров уничтожения.

· Система нацистских лагерей и их роль в «окончательном решении».

· Участники геноцида.

· Еврейское сопротивление во времена Холокоста (Шоа).

· Праведники народов мира.

· Окончание войны и возвращение к жизни.

Подробнее: http://www1.yadvashem.org/yv/ru/education/courses/syllabus_history.asp

Уроки будут выставляться раз в две недели. Каждый урок сопровождается дополнительными материалами: статьями, документами, фотографиями, а также заданием, состоящим из двух-трех вопросов.

Учебно-информационный сайт о Холокосте (Шоа):

http://www1.yadvashem.org/yv/ru/education/index.asp

Итоговая работа

По окончании курса участники должны будут представить в письменном виде план образовательного или общественного занятия, объемом до десяти страниц. Примеры учебных планов уроков можно найти на учебно-информационном сайте о Холокосте:

Планы уроков: http://www1.yadvashem.org/yv/ru/education/lesson_plans/index.asp

Как записаться на курс

Чтобы записаться на курс, пришлите заявку на e-mail russia.education@yadvashem.org.il до9сентября 2012-го года.

Приложите, пожалуйста, к письму CV (резюме).

Окончание курса считается успешным при выполнении участником всех заданий и представления итоговой работы.

Внимание! Количество мест ограничено!

Для записи и получения дополнительной информации пишите на e-mail:

russia.education@yadvashem.org.il

С уважением,

Фредерик Драчинский

Международная школа преподавания и изучения Холокоста

Яд Вашем

russia.education@yadvashem.org.il


                          Программа
 элективного курса (инвариантный модуль) «Формирование толерантности через преподавание темы Холокоста»

  8 часов дополнительной профессиональной образовательной программы  повышения квалификации по накопительной системе «Теория и методика преподавания истории и обществознания в профильной школе».

                                         Москва 2010
ОГЛАВЛЕНИЕ
Пояснительная записка к программе   
Формы, методика  организации занятий       
Учебный план программы  элективного курса
«Формирование толерантности  через преподавание темы Холокоста»
Учебно-тематический план программы  элективного курса «Формирование толерантности  через преподавание темы Холокоста»      
Библиография
Фильмография   
Ресурсы Интернет      
Пояснительная записка
Предлагаемый учебный модуль может быть использован в программе ИПК как элективный курс для учителей истории и обществознания, права, уполномоченных по защите прав участников образовательного процесса.
Актуальность  программы определяется реалиями современного мира, для которого характерны усиление ксенофобии, национализма.
В этой связи формирование толерантности как уважительного отношения к другим культурам и формам выражения человеческой индивидуальности является важной задачей как для всего мира, так и для полиэтнической России.
Преподавание темы Холокоста, осмысление его уроков – важный компонент образования и воспитания в духе толерантности. Сегодня тему Холокоста изучают во всех странах, входящих в Совет Европы, государствах  Северной и Южной Америки, в Японии. До 1991 года в нашей стране практически ничего не знали о Холокосте, а сейчас тема Холокоста вошла  в современные программы и школьные учебники  истории.  Безусловно, тема эта не является легкой. Необходима специальная подготовка учителя: содержательная, психологическая, эмоциональная.
Сохранение исторической памяти является  очень важной проблемой, особенно сегодня, когда отдельные государства проводят ревизию  истории, ставят под сомнение решающий вклад Советского Союза в разгром нацизма, а также события и ужас Холокоста. Об этом говорится в совместном заявлении президентов России и Израиля Дмитрия Медведева и Шимона Переса, сделанном  в августе 2009 года в городе Сочи.
 «…1 сентября 2009 года исполняется 70 лет со дня начала Второй мировой войны – величайшей трагедии в истории человечества.  Мы отдаем дань уважения миллионам советских мужчин и женщин, солдат и гражданских лиц, которые погибли в войне против гитлеризма.  Воздавая долг памяти, мы выражаем глубокое возмущение попыткам отрицать огромный вклад народов Советского Союза в победу над нацистской Германией, а также отрицать преступление Холокоста, совершенное против европейских евреев, геноцид против них, который был окончательно остановлен Красной Армией и войсками союзников».
Важным доводом в пользу изучения Холокоста – необходимость избежать в будущем нарушения прав человека на расовой, религиозной, этнической почве.
Реализация  программы «Формирование толерантности через преподавание темы Холокоста» позволит педагогам воспитывать  чувство сострадания чужому горю,  способствовать  гуманитаризации образования, формированию толерантности, социальной активности, гражданской ответственности.
Цель программы
Повышение общего уровня толерантности, развитие профессионально-педагогических компетенций учителя,  необходимых для успешной работы в современной школе, определение направлений дальнейшего профессионального развития, обмен опытом.
Задачи программы
Основной задачей данного учебного модуля в рамках курсовой подготовки,  учитывая его небольшую продолжительность,   является погружение в проблему, актуализация темы (возможно использование краеведческого материала), знакомство с  эффективными методами и приемами работы, литературой и источниками, возможностями использования материалов при проведении учебных занятий, организации внеаудиторной деятельности: проведения внеклассных мероприятий, конкурсов, экскурсий,  связанных с событиями Второй мировой и Великой Отечественной войн, исследовательских и проектных работ учащихся и учителей.
Материалы модуля могут быть положены педагогами в основу выполнения итоговой квалификационной работы в рамках курсовой подготовки, разработки элективных курсов для предпрофильной подготовки и профильного обучения.

Формы, методика организации занятий
Формы организации занятий, используемые в ходе изучения элективного курса «Формирование толерантности через преподавание темы Холокоста»: лекции, практикумы, дискуссии, самостоятельная работа, рефлексивный анализ своего продвижения в курсах и т.п.
На  лекционные занятия выносятся наиболее значимые вопросы теории и методики преподавания истории и обществознания на профильном уровне обучения.
На  практических занятиях проектируются и совершенствуются способы педагогической деятельности, отрабатывается применение теоретических положений.
При изучении модуля «Формирование толерантности через преподавание темы Холокоста» акцент делается на межпредметные связи: история, литература, право, музыка, изобразительное искусство, что позволяет использовать материалы курса разными учителями-предметниками.
Реализация содержания программы требует активных, деятельностных форм обучения и аттестации участников (дискуссии, демонстрационные занятия с использованием документальных источников, рисунков, фотографий, интервью тех, кто пережил лагерь, гетто, просмотр фрагментов художественных фильмов, работа в малых проблемных группах,  индивидуальную самостоятельную работу и т.д.).
Внедрение программы предполагает открытость позиции всех участников, готовность к организации совместного анализа педагогической деятельности, обсуждения оснований и способов их деятельности, обращенность к личности педагога, его способности «работать» со своим опытом мыслительной деятельности.
В преподавании темы   Холокоста особую роль играют интерактивные методики, позволяющие создать  атмосферу сотрудничества и сотворчества, доверия и интеллектуального поиска.
Интерактивное обучение –  это, прежде всего, диалоговое обучение, при котором практически все оказываются  вовлеченными в процесс познания, имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу полученных знаний. Интерактивных формы работы способствуют установлению эмоциональных контактов, приучают работать в команде, снимают нервную нагрузку, помогая испытать чувство защищенности, взаимопонимания и собственной успешности.       
 Неоценимую помощь в организации интерактивных занятий при изучении предлагаемого элективного курса могут оказать фото и видеоматериалы, исторические документы, статистические и информационные материалы, художественные  и документальные фильмы, письма, рисунки,  дневники.
•    Использование видеосвидетельств, снятых по программе  Фонда исторических видеосвидетельств «Шоа», позволяют увидеть внутренний мир людей, переживших Холокост, узнать детали, ранее неизвестные, осознать Катастрофу как трагедию отдельной личности и одновременно как общечеловеческую трагедию.
•     Работа с  частными документами - дневниками, письмами,  рисунками, фотоматериалами.
Педагогическая роль этих источников в том, что они помогают полнее раскрыть человеческое содержание курса, понять  духовный мир личности, ее мысли и чувства, внутренние сомнения и переживания. Работа с такими документами способствует выработке собственного отношения к миру, другим людям, ориентирует на выбор нравственных ценностей.
Так, жизнь в условиях гетто ярко иллюстрируют дневники, рисунки, письма узников. Документы важно сопроводить вопросами, которые позволят углубить, конкретизировать изучаемый материал.
•    Работа с литературными произведениями, художественными и документальными фильмами оказывают воздействие не только на интеллектуальную, но и на эмоциональную сферу.
 Использование данных материалов создает идеальные возможности осуществления интеграции курсов истории, обществознания, права, литературы, мировой художественной культуры, изобразительного искусства как на уроках, так и в рамках внеаудиторной занятости.
•    Исследовательская, проектная деятельность.
Работа с документами позволяет повысить уровень самостоятельной работы, создает условия для организации исследовательской, проектной деятельности. Эта деятельность может быть использована и при подготовке к ЕГЭ по истории и обществознанию.  Объективная статистика  результатов единого государственного экзамена свидетельствует о серьезных затруднениях выпускников при выполнении заданий к текстам, особенно социально-психологического характера. Устойчивый характер носят затруднения, связанные с недостаточной степенью владения  аналитическими и оценочными умениями при выполнении заданий высокого уровня сложности  с текстовой информацией. Наиболее сложным видом деятельности в рамках ЕГЭ по обществознанию является, по общему мнению, написание в свобод¬ной форме краткого сочинения (эссе). Нередко ученики приводят абстрактные рассуждения, иногда с использованием понятийно-терминологического аппарата заявленной в задании социальной науки или набора ее теоретических положений, но при этом не привлекают фактический материал. Поскольку, в условии задания предъявлено требование опираться в рассуждениях на факты общественной жизни и личный социальный опыт, такое эссе не может быть признано качественным. Все это побуждает максимально использовать отработку данных видов заданий как на уроках, так и при проведении занятий элективных курсов.
 Поэтому материалы данного модуля (документы, литературные произведения, художественные и документальные фильмы, дневники) могут быть использованы педагогами при изучении событий Второй мировой и Великой Отечественной войны, решении аксиологических проблем в курсе обществознания, а также при подготовке к ЕГЭ.
В рамках предложенного модуля написание обществоведческого эссе может быть выполнено в качестве зачетного задания группам педагогов по следующим темам:
1.     «Мир слишком опасен, чтобы в нем жить, и не по вине творящих зло, а из-за тех, кто стоит рядом и ничего не делает»  (Альберт Эйнштейн,  ученый, лауреат Нобелевской Премии).
2.    «Это - пресечение древа жизни. Это гибель корней, а не только веток и листьев. Это убийство души и тела народа… Это уничтожение нации»                 (Василий Гроссман).
3.     «Не все жертвы нацизма были евреями. Но все евреи были жертвами нацизма»  (Эли Визель, лауреат Нобелевской премии).
4.    «Евреи не должны иметь прав.
Евреи не должны иметь права жить среди нас.
      Евреи не должны иметь право жить»
      (Рауль Хильберг, историк Холокоста).
5.    «Они (Праведники Народов Мира) были «светлой струей в океане зла и насилия» (Василий Гроссман).

УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Программы элективного курса (инвариантный модуль)

«Формирование толерантности через преподавание темы Холокоста»
             
дополнительной профессиональной образовательной программы
повышения квалификации по накопительной системе
«Теория и методика преподавания
истории и обществознания в профильной школе»

                                             НАИМЕНОВАНИЕ
РАЗДЕЛОВ, ТЕМ    КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ    ФОРМЫ
КОНТРОЛЯ
        ВСЕГО    ЛЕКЦИИ    ПРАКТ   
II    блок №2 «Специальные дисциплины»    64           
2.1    Элективный курс «Формирование толерантности через преподавание темы Холокоста»    8    4    4    зачет
2.1.1    Холокост  –  беспрецедентная и универсальная трагедия человечества    2    2        дискуссия
2.1.2    Актуальные методики преподавания темы Холокоста    2        2    Элементы портфолио (разработка занятия, защита проекта, эссе)
2.1.3    Тенденции развития межэтнических отношений в современном мире    2    2        дискуссия
2.1.4    Профилактика проявлений ксенофобии, расизма, антисемитизма.
Педагогический аспект.    2        2    Круглый стол
    ИТОГО    8    4    4    зачет
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ
Индекс    Наименование разделов и тем дисциплин    Общая
трудоемкость
СД.00    Инвариантный блок №2 «Специальные дисциплины»    64
СД.01    Модуль 1. Современные требования к содержанию курса истории и обществознания на профильном уровне.    16
СД.01.1    Элективный курс «Формирование толерантности через преподавание темы Холокоста»     8
СД.01.1.1    Холокост  –  беспрецедентная и универсальная трагедия человечества
Холокост   в Европе. Антисемитская политика  Германии 1933-1939. Решение об «Окончательном решении еврейского вопроса» на конференции в Ванзее.
Нацистский оккупационный режим на территории СССР. Гетто и лагеря. Уничтожение евреев. Трагедия Бабьего Яра.
Особенности Холокоста в Советском Союзе. Сопротивление. Праведники Народов Мира на территории СССР    2
СД.01.1.2    Актуальные методики преподавания темы Холокоста
Возможности активных и интерактивных методик преподавания темы.
Фото и видеоматериалы, исторические документы, статистические и информационные материалы, художественные  и документальные фильмы, письма, рисунки,  дневники.
Сохранение памяти о Холокосте.
Израильский музей «Яд Вашем»: основные направления работы музея. «Аллея праведных», «Зал имен», «Зал памяти убитых детей».
Деятельность научно-просветительского Центра и Фонда «Холокост» в Москве.    2
СД.01.1.3    Тенденции развития межэтнических отношений в современном мире
Межнациональное сотрудничество и конфликты. Типология, причины этнических конфликтов. Проявления ксенофобских и антисемитских настроений в мире, России, регионе.
Проблема защищенности национальных меньшинств. Роль образования и воспитания в формировании межнациональной терпимости, преодоления  предубеждений и предрассудков.    2
СД.01.1.4    Профилактика проявлений ксенофобии, расизма, антисемитизма. Педагогический аспект
Подведение итогов модуля, обозначение возможностей использования материалов курса в учебно-воспитательном процессе, перспектив работы над темой.    2
БИБЛИОГРАФИЯ
Учебники

1.    История России. 9 класс. ХХ – начало XI в./ Д.Д. Данилов, Д.В. Лисейцев, В.А. Клоков, А.В. Кузнецов, С.С. Кузнецова, Н.С. Павлова, В.А. Рогожкин. – М.: Баласс, 2010.
2.    История России. 11 класс. XX - начало XXI века/А.Ф. Киселев, В.П. Попов. – М.: Дрофа, 2009.
3.    История России. 11 класс. /В.С. Измозик, С.Н. Рудник. – М.: Вентана-Граф, 2009.
4.    История России. 1900-1945. 11 класс. /Под ред. А.А. Данилова, А.В. Филиппова. – М.: Просвещение, 2009.
5.    История России. 11 класс. XX - начало XXI века/Н.В. Загладин, С.И. Козленко, С.Т. Минаков, Ю.А. Петров. – М.: Русское слово, 2010.

Учебные пособия и научно-популярные издания
Альтман И. А., Гербер А. Е., Полторак Д. И. История Холокоста на территории СССР.- М.: Фонд «Холокост», 2001.- 80 с.: ил.- (Российская б-ка Холокоста).
Учебное пособие для средней общеобразовательной школы. Имеет допуск Департамента образовательных программ и стандартов общего общего образования Министерства образования РФ.
Полный текст книги: http://jhistory.nfurman.com/shoa/hfond.htm
Альтман И.А., Полторак Д.И., История Холокоста. 1933–1945 г. Пакет-комплект документальных материалов. -  М.: Фонд «Холокост», 2002.
Альтман И.А. Холокост и еврейское сопротивление на  оккупированной территории СССР: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Под. ред проф. А. Г. Асмолова – М.: Фонд «Холокост», 2002.
 Брухфельд С., Левин П. А. Передайте об этом детям вашим... История Холокоста в Европе. 1933-1945.- М.: Текст, 2001.
Допущено Министерством образования РФ для дополнительного чтения учащихся старших классов.
Полный текст книги: http://jhistory.nfurman.com/shoa/sweden/sweden000.htm
 Гутман И., Галиль Н. Катастрофа и память о ней.- Иерусалим: Яд Вашем, 2007.
 Казематами смерти.- М.: Мысль, 1996.
Сборник подготовлен Межреспубликанской ассоциацией бывших узников фашизма (МАБУФ) и включает информацию о концентрационных лагерях, воспоминания и художественные произведения бывших узников.
 Михман Д. Катастрофа европейского еврейства/ Открытый университет. Израиль.- Тель-Авив: Изд-во Открытого университета, 1995 (переиздавалось).
 Немецкие нацистские лагеря на оккупированных землях Польши во время II мировой войны/ Министерство Иностранных дел Республики Польша.- (Страницы истории Польши).
Преподавание темы Холокоста в XXI веке. -  М., Фонд «Холокост», 2000.
Русская литература о Холокосте. Хрестоматия для учащихся. - М. Фонд «Холокост», 1997.
Документы
 Документы обвиняют. Холокост: свидетельства Красной Армии/ Сост. Ф. Д. Свердлов.- М., 1996.- (Российская б-ка Холокоста).
Эта книга состоит из документов Центрального архива Министерства обороны РФ, рассказывающих об уничтожении евреев немецкими фашистами на оккупированной территории в ходе Великой Отечественной войны.
 Нюрнбергский процесс. Сборник документов. http://nurnbergprozes.narod.ru/
В сборнике имеются показания бывших узников Аушвица и организаторов "окончательного решения еврейского вопроса" в Европе.
 Освенцим глазами СС.- Варшава: Интерпресс, 1991.
В сборник включены: воспоминания Рудольфа Гесса, первого коменданта лагеря Аушвиц, и Пери Броада, сотрудника политического отдела лагеря, т.е. лагерного гестапо; дневник лагерного врача-эсэсовца Иоганна Кремера.
В приложении: показания бывшего узника Станислава Дубеля и жительницы города Освенцим Янины Щурек; табель о рангах СС; биографические справки и библиография.
 Черная книга/ В. Гроссман, И. Эренбург.- Иерусалим, 1980.
"Черная книга" рассказывает о массовом, повсеместном убийстве советских граждан - евреев, организованном и осуществленном немецко-фашистскими властями на территории временно оккупированных районов России, Украины, Белоруссии, Латвии, Литвы и Эстонии.
Когда изложение касается судьбы евреев - советских граждан, вывезенных в лагеря уничтожения на территории Польши (Освенцим, Треблинка, Собибор), редакция сочла нужным включить в книгу описание этих лагерей, хотя они находились не на территории советских районов, а на территории Польши.
Все материалы, вошедшие в "Черную книгу", строго документальны. Материалы следует разделить на три категории:
Первая - письма, дневники, застенографированные рассказы и показания свидетелей, очевидцев, спасшихся от гибели жертв фашистской расправы.
Вторая категория материалов - очерки советских писателей.
Третья категория материалов  предоставлена редакции "Черной книги" Государственной Чрезвычайной Комиссией по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских оккупантов.
В одной из глав книги собраны материалы Чрезвычайной Государственной Комиссии о злодеяниях в Освенциме.
Материалы об Освенциме из "Черной книги" можно прочитать здесь: http://jhistory.nfurman.com/shoa/grossman000-0.htm
 Мемуары
 Кертес И. Без судьбы.- М.: Текст: Еврейское слово, 2007.
Роман лауреата Нобелевской премии, венгерского писателя Имре Кертеса (род. 1929) «Без судьбы» во многом автобиографичен. Как и юный герой романа, Кертес пятнадцатилетним мальчиком попал в гитлеровские лагеря. Ему повезло – в отличие от миллионов жертв Холокоста, он, пройдя Освенцим и Бухенвальд, остался жив.
Многие писатели пытались и еще будут пытаться подвести итоги ХХ века с его трагизмом и взлетами человеческого духа, итоги века, показавшего людям, что такое Холокост. Но так, как это сделал Имре Кертес, не смог, кажется, сделать пока никто.
 Леви П. Человек ли это?- М.: Текст; Журнал "Дружба народов", 2001.- (Крик).
Примо Леви - химик, прозаик, поэт и публицист. В 24 года он был депортирован в Освенцим, выжил и вернулся в родной Турин. Уже через два года вышла его первая книга "Человек ли это?", в которой, рассказывая о чудовищном опыте выживания, он свидетельствует, анализирует, обвиняет, предостерегает.
В канун двухтысячного года книга "Человек ли это?" была названа в Италии книгой века.
 Петренко В. До и после Освенцима.- М.: Фонд «Холокост», 2000.- 160 с.; 20 ил.- (Российская б-ка Холокоста).
Генерал-лейтенант в отставке, Герой Советского Союза Василий Яковлевич Петренко рассказывает о своей жизни, главном эпизоде фронтовой биографии - освобождении лагеря смерти Освенцим.
Автор - известный военный историк - размышляет о месте концлагерей в нацистской практике народоубийства, пытается ответить на вопрос, почему перед армиями союзников не ставилось специальной задачи по их освобождению.
Погожев А. А., Стенькин П. А. Побег из Освенцима. Остаться в живых. -  М.: Яуза, Эксмо, 2005. — 288 с. — (Война и мы. Солдатские дневники).
В начале октября 1941 года в Освенцим прибыли эшелоны, к которых находилось примерно двадцать тысяч советских военнопленных. Через год в живых осталось только двести человек. Остальные погибли, не выдержав чудовищных условий жизни в лагере. 6-го ноября семьдесят наших соотечественников, прорвав оцепление во время поиска пропавшего узника, совершили единственный в истории Освенцима массовый побег. К сожалению, до Родины смогли добраться единицы, и среди них Андрей Погожев и Павел Стенькин. В воспоминаниях этих людей, переживших ужас Освенцима, подробно описывается по-немецки четкая система, направленная прежде всего на подавление психики человека, превращение его в полуживотное, а затем и его физическое уничтожение. Выжить в этих условиях могли только люди с фантастическим запасом духовных и физических сил. Откройте книгу и познакомьтесь с ними.
Полный текст книги: http://militera.lib.ru/memo/russian/pogozhev_aa/index.html
 Фрид Х. Осколки одной жизни: Дорога в Освенцим и обратно.- М.: Рудомино, 1999.
Все еврейские семьи небольшого города в Румынии сперва были помещены в гетто, а затем отправлены в Освенцим. Хеди Фрид и ее сестра, потерявшие своих родителей в газовых камерах, выжили.
 Хенчинский М. М. Одиннадцатая заповедь: не забывай.- М.-Иерусалим: Мосты культуры; Гешарим, 2007. Жизнеописание еврейского мальчика из маленького польского местечка: переезд в большой город, рабочий на заводе и член Коммунистической партии, гетто, фашистский концлагерь, бегство из него и участие во Второй мировой войне в рядах Советской армии, затем органы разведки социалистической Польши на высоких должностях, репатриация в Израиль, многолетняя служба преподавателем американских разведшкол. Книга читается как увлекательный детективный роман, в котором мелькают известнейшие люди: Ален Даллес, маршал Рокоссовский, историк Эттингер, Лех Валенса и многие другие.
Особенной яркостью и выразительностью, точностью деталей и откровенностью отличаются главы, посвященные пребыванию автора в Лодзинском гетто и в Освенциме.
Юдковски Н. Реквием двум семействам.- М.: Э.РА, 2002.
"Пусть эта книга будет мемориальным памятником тем семьям, от которых не уцелело ни одного человека, который мог бы оплакать своих безвинно загубленных дорогих родных,"- из обращения автора к читателю.

                 Прозаика, публицистика

Анна Франк. Убежище. Дневник в письмах: 12 июня 1942 - 1 августа 1944 Издание 2003 года.     Издательство: Uitgeverij Bert Bakker,Нидерланды.
       Дневник голландской девочки Анны Франк - один  из наиболее известных и
впечатляющих  документов о зверствах фашизма  сделал ее имя знаменитым  на весь мир.
     Анна  вела дневник с 12 июня 1942 по 1 августа 1944 года.  Сначала  она
писала только  для  себя,  пока  весной  1944  года  не  услышала  по  радио
выступление  министра образования Нидерландов Болкенштейна. Тот сказал,  что
все свидетельства  нидерландцев  периода оккупации  должны стать всенародным достоянием.  Под впечатлением от этих слов  Анна решила  после войны  издать книгу, в основу которой лег бы ее дневник. Анна  вела дневник с 12 июня 1942 по 1 августа 1944 года.  Сначала  она писала только  для  себя,  пока  весной  1944  года  не  услышала  по  радио выступление  министра образования Нидерландов Болкенштейна. Тот сказал,  что все свидетельства  нидерландцев  периода оккупации  должны стать всенародным
достоянием.  Под впечатлением от этих слов  Анна решила  после войны  издать книгу, в основу которой лег бы ее дневник.
     Анна  стала переписывать  свои  заметки, при этом  она что-то изменяла,
опускала  куски,   казавшиеся  ей   неинтересными,  и  прибавляла  из  своих
воспоминаний   новые.   Наряду   с   этой  работой  она   продолжала   вести
первоначальный дневник, последняя запись  которого датирована 1 августа 1944 года.  Три  дня  спустя, четвертого августа, восемь обитателей  Убежища были арестованы немецкой полицией.
     Мип Гиз и Беп Фоскейл  подобрали Аннины записки сразу после ареста. Мип
хранила  их в  ящике стола конторы и отдала отцу девочки Отто Франк, когда о смерти Анны стало достоверно известно.
     Первоначально Франк не ставил перед собой цели опубликовать дневник, но
позже   решился   на   это,  поддавшись  советам   и  уговорам  друзей.
     Отто  Франк  умер  в 1980  году.  Оригинал  дневника  Анны  он  завещал
Амстердамскому  государственному  институту  военной документации.  Институт провел расследование,  установившее несомненную подлинность  записей,  после чего был издан новый  вариант  "Убежища", представляющий из  себя комбинацию двух Анниных  версий. Последняя публикация  конца девяностых годов дополнена записью 8 февраля 1944 года и еще некоторыми пассажами, не известными до сих пор широкой публике.
Полный текст книги: http://www.annefrank.org

Вивьерка А. Как я объяснила моей дочери, что такое Освенцим.- СПб.: Лимбус ПРЕСС, 2001.- (Б-ка РЕК).
Эта книга построена в форме диалога между дочерью и матерью, известным историком. Отечая на вопросы юной Матильды, Аннет Вивьерка рассказывает об ужасах Освенцима и других концентрационных лагерей, разъясняет основные понятия и приводит факты, связанные с историей антисемитизма и Холокоста.
Книга рекомендуется учителям и учащимся,  начинающим изучение темы.
 Гинзбург Л. В. Избранное. — М.: Советский писатель, 1985.
Лев Гинзбург (1921—1980) хорошо известен как поэт, переводчик, знаток истории и культуры Германии.
«Избранное» включает в себя его лучшие произведения в прозаическом жанре. «Бездна» и рассказы из книги «Цена пепла» разоблачают военных преступников, орудовавших на нашей земле в годы Великой Отечественной войны. «Разбилось лишь сердце мое...» — роман во многом автобиографичный, вобравший в себя впечатления от многочисленных поездок и встреч писателя, содержит его раздумья о времени и своем творческом труде.
В рассказе «Зимние размышления» из книги «Цена пепла» автор размышляет о трагической судьбе Анны Франк. Полные драматизма страницы романа «Разбилось сердце мое…» рассказывают о посещении Освенцима.
Полный текст: www.belousenko.com/books/Ginzburg_Lev/Ginzburg_Lev_Izbrannoe.htm
 
Художественная литература
 
Гроссман В. Жизнь и судьба. – М.: Книжная палата 1990.
Кузнецов А. Бабий Яр. –  М.: Молодая гвардия 1989.
Приставкин А. Ночевала тучка золотая. –  М.: АСБ, 2006.
Распутин В. Прощание с Матерой. –  М.: Молодая гвардия 1987.
Рыбаков А. Тяжелый песок. –  М.: Советский писатель, 1979.
Солженицын А. Архипелаг Гулаг. Собр. соч. в 30 томах – М.: Время 2006.
Солженицын А. Один день Ивана Денисовича – М.: Советский писатель, 1963.
Улицкая Л. Даниэль Штайн. Переводчик –  М.: Эксмо 2006.

ФИЛЬМОГРАФИЯ

Художественные фильмы
 
Помни имя свое (СССР, 1974)
Продолжительность: 103 мин.
Режиссер: Сергей Колосов
Сценарий: Э. Брылль, С. Колосов, Я. Красиньский
В ролях: Л. Касаткина, Л. Иванова, Т. Боровский, Р. Ханин, Л. Даивдович, В. Ивашов
Поставлен фильм по реальным событиям. Во время войны русская женщина была разлучена в концлагере Освенцим со своим сыном Геной. Уже через годы после войны в Ленинграде ее вызывают на телефонные переговоры с Гданьском. Надеясь, что этот звонок связан с сыном, она начинает вспоминать... Когда она видела сына в последний раз, кричала: "Помни имя свое"...
Награды: На I МКФ в Гданьске (1974г.) — премия за исполнение женской роли актрисе Л. Касаткиной. На VIII ВКФ в Кишиневе (1975г.) — Главная премия. 8-е место проката в 1975 году (35,7 млн. зрителей).
 
Выбор Софи/ Sophie's Choice (США, 1982)
Продолжительность: 150 минут
Режиссер и сценарист: Алан Дж. Пакула
В ролях: Мерил Стрип, Кевин Клайн, П. МакНикол, Дж. Соммер, Р. Кэрин
Экранизация одноименного романа Уильяма Стайрона о польке, лишившейся в нацистском концлагере мужа и детей и пытающейся найти в себе силы жить дальше в сытой и благополучной Америке. В фильм включена черно-белая история существования Софи в Освенциме.
Награды: Оскар-1983 за лучшую женскую роль - Мерил Стрип

Последний этап/ Ostatni etap (Польша, 1948)
Продолжительность: 104 мин.
Режиссер: Ванда Якубовская
В главных ролях: Барбара Драпинская, Алина Яновская, Барбара Фиевская
«Последний этап» — польский кинофильм об истории узников Освенцима. Второй полнометражный фильм, снятый в Польше после Второй Мировой войны и первый в истории мирового кинематографа, рассказывающий об ужасах нацистских концлагерей и трагедии Холокоста. Фильм снят режиссером Вандой Якубовской, самой испытавшей лагерные бараки Освенцима и Равенсбрюка.
По свидетельству самой Якубовской замысел фильма родился у нее еще в лагере, сценарий помогла ей написать другая узница концлагеря немка Герда Шнейдер.
Премьера фильма в Польше: 28 марта 1948 года.
Награды: 1948 - Кинофестиваль в Карловых Варах - Хрустальный глобус,
1950 - Премия Международного Совета Мира.
 
Серая зона/The Grey Zone (США, 2001)
Продолжительность: 104 минуты
Режиссер и сценарист: Тим Блэйк Нелсон 
В ролях: Харви Кейтель, Дэвид Аркетт, Д. Бензали, С. Бушеми, Д. Чендлер
Фильм основан на реальных событиях.
Литературной основой ленты стала одноименная пьеса Тима Блейка Нелсона. Документальной – автобиографическая книга Аушвиц: свидетельства доктора, написанная венгерским евреем Миклошем Нижли, который ради спасения семьи согласился помогать доктору Йозефу Менгеле в его экспериментах над людьми.
1944 год. Начальство концентрационного лагеря Аушвиц создает специальные еврейские группы, которые помогают солдатам хитростью загонять людей в газовые камеры. Взамен невольные помощники получали несколько месяцев отсрочки перед смертью. В один из таких рейдов заключенный Хоффман обнаружил маленькую девочку, которой удалось не задохнуться в камере. Попытка спрятать ее от палачей привела к бунту в лагере...
 
Документальные фильмы
 
Обыкновенный фашизм (СССР, 1965)
Продолжительность 131 мин.
Режиссер: Михаил Ромм
Фашизм и нацизм – об идеологии и последствиях ее распространения.
"Показывая вам нашу картину, мы, разумеется, не рассчитывали осветить все формы такого явления как фашизм. Это невозможно в пределах одной картины. Да это невозможно хотя бы потому, что многое, очень важное, не оставило никаких следов на пленке. Не было снято. Из огромного количества материала мы отобрали то, что показалось нам самым поразительным, что дает нам возможность вместе с вами поразмышлять..."
 
Дети из бездны.  (2002)
Продолжительность 300 минут
Режиссёры: Павел Чухрай, Войтех Ясны, Марсель Лозински, Луис Пуэнсо, Янош Сас
Продюсер: Джеймс Молл
Исполнительный продюсер: Стивен Спилберг
Композиторы: Андрес Голдстайн, Даниэль Тарраб
Монтаж: Хьюго Примеро
Дети из бездны  -  один из документальных фильмов, созданных в рамках проекта Стивена Спилберга "Прерванное молчание", состоящий из восьми фильмов. Фильм посвящен трагедии Холокоста. Картина создана на основе документального материала и имеет форму разговора с пережившими Холокост людьми.
Мир после Освенцима (Россия, 2006)
Продолжительность: 60 мин.
Режиссер: А. Шишов, Е. Якович
Среди консультантов: И. Альтман
Фильм рассказывает о том, как небольшой концлагерь рядом с польским городком Освенцим, превратился в «фабрику смерти» для уничтожения миллионов человек.
Фильм представляет собой попытку осмыслить уроки Холокоста. В нем принимают участие президент Российской Федерации Владимир Путин, президент государства Израиль Моше Кацав, президент Украины Виктор Ющенко, бывший президент Республики Польша Александр Квасневский, лауреат Нобелевской премии мира Эли Визель. По словам президента Российского еврейского конгресса Вячеслава Кантора, «Фильм посвящен так называемому мосту между Бабьим Яром и Освенцимом. В нем рассказывается о глубоком понимании того, как проявления ксенофобии и нетерпимости в конечном счете приводят к массовому уничтожению людей».
 
Неизвестный Освенцим (Россия, 2005)
Продолжительность: 60 мин.
Авторы: Е. Якович, А. Шишов, И. Альтман
27 января 1945 года войсками Первого Украинского фронта был освобожден Освенцим. Фильм рассказывает о трагических судьбах людей, переживших ужасы концлагеря, о неизвестных страницах деятельности этой страшной фабрики смерти. Использованы уникальные документы, хроника, а также воспоминания немногих оставшихся в живых узников и освободителей.
 
Освенцим. Фабрика Смерти / BBC: Auschwitz (Великобритания, 2005)
Продолжительность: 4 часа 20 мин. (6 серий)
Режиссер: Laurence Rees
Человечеству хочется приглушить боль, исходящую из этой самой болезненной точки своей истории, хочется стереть из памяти это кровавое место... Но забывать Освенцим нельзя, потому что забвение – это верный путь к повторению ошибок...
 
Приспешники Гитлера. Палачи
Продолжительность: 3 часа. 12 мин.
Документальный сериал. Отдельные серии посвящены биографиям освенцимского "ангела смерти" доктора Менгеле и "архитектора Холокоста" А. Эйхмана.
 
Спастись и не погибнуть. Побег из Освенцима.
В серии: Неизвестные страницы второй мировой войны/ The Unknown: Facts From History of the Second World War (США, 2006)
Продолжительность: 30 мин. (всего 152 мин.)
Режиссер: Элли М. Тейлор
Этот сериал рассказывает о людях, достигших практически невозможного: от выхода из вражеского окружения до побега из тюрьмы или спасение от верной смерти.

ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ
1.    Официальный сайт Центра и Фонда «Холокост»: www.holocf.ru
2.    Государственный музей Освенцима-Биркенау: www.auschwitz.org.pl
 Аушвиц-альбом на сайте Мемориала "Яд Вашем":
www1.yadvashem.org/exhibitions/album_auschwitz/home_auschwitz_album.html
3.    Аушвиц через линзу СС: фото, сделанные нацистами в лагере (с сайта Мемориального музея Холокоста в США):  www.ushmm.org/museum/exhibit/online/ssalbum/?content=2
4.    Немецко-фашистский концлагерь Освенцим. Фотолента работ советских фронтовых фотографов: 9may.ru/galery/m5138/gallery/page0
5.    Раздел официального сайта ООН, посвященный Международному дню памяти жертв Холокоста /www.un.org/russian/holocaustremembrance/
6.    Просветительская программа «Холокост и ООН» http://www.un.org/holocaustremembrance
7.    Дом Анны Франк http://www.annefrank.org http://www.museumoftolerance.com
8.    Мемориальный музей Холокоста, США http://www.ushmm.org/museum/exhibit/focus/russian/
9.    Мемориал «Яд Вашем»,  Иерусалим  http://www.yadvashem.org/hp_rus.htm
10.    Форум «Живая история», Швеция http://www.levandehistoria.se

Модуль в в виде файла приложения в программе ворд



Ноябрь.2011.
      Московский гуманитарный институт: новый спецкурс о Холокосте
 "Память о Холокосте как основа идентичности еврейского народа" – так называется новый специальный курс, который прослушают в добровольном порядке  студенты факультета журналистики Московского гуманитарного института им. Е.Р. Дашковой. Основной упор сделан на студентов старших курсов. Курс начнут читать со второй половины ноября старший преподаватель кафедры теории и практики журналистики М. Кожемякин, доктор филологических наук Е. Раскина и проректор по науке и инновационному развитию С. Красильникова.
Всего отведено  на занятия 30 академических  часов, т.е.  двухчасовых 15 пар. Из них 12 часов – на изучение темы «История Холокоста и еврейского Сопротивления в 1933-45 гг.»,  10 часов – на «Отражение истории Холокоста в русской и французской литературе и публицистике ХХ века» и остальные 8 – на «Память о Холокосте как основа мемуарного творчества узников концлагерей в ХХ-XXI веках».
На итоговом семинарском занятии пройдет защита студенческих рефератов по теме Холокоста (2 ак. ч.).

 

Уроки Холокоста - путь к толерантности»: методическое пособие. Екатеринбург: ИД «Гриф», 2011. – 122 с.

 Методическое пособие, посвященное изучению в школе проблемы Холокоста и его уроков для современного поколения в целях воспитания толерантности, крайне необходимо отечественному образовательному пространству по нескольким причинам. Во-первых, потому что трагедия Холокоста долгое время замалчивалась и до сих пор не имеет однозначных оценок. Заслугой школьных учителей под руководством директора Э.А. Бабич и завуча по научно-методической работе Л.А. Коряковой (МБОУ СОШ 167 г. Екатеринбурга) является весьма успешная попытка найти пути воспитания толерантности у школьников разных возрастов. Во-вторых, потому что авторами и их коллегами реализуется практико-ориентированный подход в пространстве школы отдаленного района города, населенного представителями разных национальностей. В-третьих, методическое пособие дает теоретические обоснования толерантности, интолерантности, определяет данные понятия и показывает практические пути реализации этой связи как трансляции социокультурного опыта через педагогическую компетентность современного профессионала. Наконец, учебное пособие вполне отвечает требованиям современной дидактики своей нацеленностью на развитие мотивации и критически-рефлексивного мышления учащихся с самых ранних этапов обучения в интерактивных технологиях.

Авторы взяли высокую ноту и их необходимо поддержать, распространять опыт в развитии личности современных школьников. Профессиональная педагогическая компетентность и гражданская позиция учителей школы вызывает уважение и желание их всеми средствами поддержать в современном социокультурном и педагогическом проблемном поле, имеющем огромный потенциал для воспитания толерантности, но и

немалый потенциал деструктивизма , деформации личности детей и взрослых на путях интолерантности.

Сказанное позволяет еще раз подчеркнуть актуальность и ценность учебного пособия, написанного школьными учителями, на практике успешно реализующими его идеи. Заметим, несмотря на довольно распространенные теперь знания о Холокосте и нарастании понимания его уроков, школьная практика пока еще далека от системного воспитания подрастающего поколения в духе толерантности. Следует добавить, что многие учителя и родители не озабочены данной проблемой, мало осведомлены в ней или что-то знают понаслышке, и это не позволяет им быть истинными собеседниками, тем более, убеждать в необходимости проявлять толерантность, препятствовать интолерантности.

Методическое пособие «Уроки Холокоста - путь к толерантности» имеет достаточное содержательное и технологическое дидактическое наполнение, не только ставит насущные вопросы, убеждает в их актуальности, но создает необходимые педагогические условия для поиска учащимися ответов на них. Оно особенно ценно, если примем во внимание нарастающую противоречивость современной жизненной ситуации. Подрастающее поколение, молодежь оказались, с одной стороны, в потенциально богатой ситуации для полноценного личностного развития, достойной самоактуализации в идеях Истины, Добра и Красоты, и, с другой, в стремительной нарастающей деструктивности жизни, связанной с дегуманизацией культуры, СМИ, Интернета, что толкает к ранней деградации личности в интолерантности.

Несомненным достоинством учебного пособия является то, что оно последовательно и в соответствии с возрастом школьников вводит их в понятийный аппарат проблемы, овладение которым позволяет учащимся выстраивать необходимую для развития личности и ее толерантности систему знаний, обогащает многочисленными фактами и наполняет чувством непринятия, отторжения, стыда за тех, кто творил эти злодеяния и наводит на мысль о том, что все может повториться. Каждый небольшой раздел учебного пособия (и предполагаемые модули учебной программы «Школа- территория толерантности») наполнен убедительными фактами, именами и мудрыми рассуждениями, позволяющими ориентировать школьника любого возраста на процесс познания и понимания трагедии Холокоста, ее тяжелейшего урока для всего человечества, который надо знать, помнить, а «пока помним, мы живем». Убедительность содержания обучения состоит в том, что это нужно и погибшим, и живым, чтобы знать по ком звонит колокол.  Отдадим должное настойчивости и умениям педагогов школы № 167 и подчеркнем ценность и оригинальность их авторского подхода к созданию столь необходимого учебного пособия. Его значимость выходит далеко за пределы обозначенной в названии темы. Методическое пособие, созданное энтузиастами учителями с ярко выраженной гражданской позицией, вызывает значительный познавательный и даже исследовательский интерес. Оно полезно не только для педагогов, но для всех, кто идет к детям, молодежи.

 Рецензент: Дудина Маргарита Николаевна, доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики и социологии воспитания Уральского федерального университета им. Б. Н. Ельцина, Екатеринбург






 
Министерство образования и науки России сообщает о включении темы Холокоста в ЕГЭ. Но педагоги об этом еще не знают...
Фонд и Центр «Холокост» поступило из Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (Управления оценки качества образования) Министерства образования и науки РФ письмо - о включении материалов по Холокосту в задания единого государственного экзамена (ЕГЭ) по истории, и об использовании их в вопросах ЕГЭ уже в этом году.

В письма на имя президента Российского Фонда «Холокост» А. Гербер за подписью начальника Управления оценки качества образования В Шаулина сказано следующее:

«Управление оценки качества образования в ответ на Ваше обращение, направленное руководителю Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Л.Н. Глебовой, сообщает следующее. Присланные Вами материалы по истории Холокоста были направлены в Федеральный институт педагогических Измерений (ФИПИ) для использования в работе. На основе данных материалов специалисты ФИПИ разработали задания разных типов: с выбором ответа, кратким ответом и развернутым ответом. Данные задания выявляют не только уровень знаний выпускников по истории Холокоста, но и глубину понимания проблем, связанных с трагической страницей истории геноцида евреев в годы Второй мировой войны.

С помощью заданий по данной теме проверяются знания расовой теории нацистов, масштабов геноцида, сформированность представлений о политике Германии по отношению к еврейскому населению оккупированных территорий, понимание смысла понятий «Холокост» и «гетто», роли предателей-карателей и полицаев в расправе над еврейским населением и др. После многоэтапной экспертизы 10 заданий по Холокосту были включены в состав Федерального банка тестовых материалов по истории (ФБТМ). Часть из них была использована в контрольных измерительных материалах единого государственного экзамена 2011 года. В дальнейшем предполагается продолжить практику включения заданий по данной тематике в экзаменационные варианты единого государственного экзамена по истории.

Комментарий сопредседателя Центра "Холокост" Ильи Альтмана: "После получения письма мы опросили сотрудничающих с нами педагогов-историков. Пока таких вопросов обнаружено не было. Продолжим опрос на стартующем через неделю семинаре- там будут педагоги из 30 регионов России..."



    Москва. Тема Холокоста - на 1-м Всероссийском съезде учителей истории и обществознания. Апрель 2011г.
 Тема взаимодействия педагогов России с Научно-просветительным центром «Холокост» нашла свое отражения на секционных заседаниях I Всероссийского съезда учителей истории и обществознания, проходившего в Москве 31 марта – 1 апреля 2011 г. в Российской Академии наук.
 В рамках выступления на секции «Роль учителя истории в формировании гражданственности молодого поколения» по теме «Социальное партнерство образовательных учреждений с институтами гражданского общества как эффективное средство гражданско-патриотического воспитания учащихся» координатор образовательных программ Псковского областного института повышения квалификации работников образования Татьяна Пасман  представила позитивные результаты сотрудничества образовательных учреждений Псковской области с НПЦ «Холокост».
Было отмечено, что совместная работа позволила разнообразить систему повышения квалификации педагогов, включив в нее такие формы как международные стажировки в музей Яд Вашем, летние школы НПЦ «Холокост», международный семинар с участием сотрудников Центра «Холокост» и музея Яд Вашем в регионе.
Благодаря совместным действиям и литературе Центра стала более эффективной работа по изучению с учителями и преподавателями системы начального профессионального образования наиболее сложных и спорных вопросов мировой и российской истории в рамках курсов повышения квалификации и проблемных семинаров. Книги, изданные в рамках исследовательских программ Центра, многократно становились основой поисковых и исследовательских работ школьников Псковской области - призеров областных и международных конкурсов детских исследовательских работ. Школьники и педагоги уже в течение ряда лет  являются соавторами ученых, представляя свои статьи для публикации в сборниках «Мы не можем молчать. Школьники и студенты о Холокосте» и «Холокост: взгляд учителя».
Участие педагогов в мемориальных мероприятиях 27 января, посвященных Международному дню памяти жертв Холокоста, летних школах НПЦ «Холокост», международных проектах с учеными, преподавателями вузов и учителями Швеции, Молдовы, Украины и Беларуси способствовало налаживаю тесных связей с представителями этих регионов, созданию и участию в новых международных проектах, ориентированных на формирование установок толерантного сознания, преодоление  и профилактику ксенофобии, экстремизма и национализма в молодежной среде.
Подобная совместная деятельность позволяет наиболее эффективно реализовывать один из современных базовых концептуальных документов Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения – Концепцию духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России, создает условия для становления патриотически ориентированной активной гражданской позиции современной молодежи.
Обсуждение выступления Т.Б. Пасман, вопросы, заданные докладчику, показали большой интерес к теме. Но, к сожалению, не только интерес. Один из вопросов, прозвучавший из зала был сформулирован следующим образом «А почему опять Холокост? Почему это в Псковской области занимаются Холокостом?». Ответ на него взял на себя один из руководителей секции, доктор психологических наук Александр Асмолов. Он подчеркнул, что Холокост признан мировым сообществом одной из величайших трагедий XX века, изучение которой необходимо включить в школьные курсы истории, как эффективное средство воспитания толерантности и борьбы с проявлениями неонацизма и ксенофобии. Как пример он привел содержание школьных программ по истории Германии и Швеции, где данная тема нашла свое место в разделах, связанных с изучением деятельности тоталитарных режимов разных стран мира. А акцент при изучении данной темы в Псковской области кроме всего определяется и тем, что здесь в годы Великой Отечественной войны погибло от рук нацистов большое количество не только псковских евреев, но  евреев из стран Европы. Подобные вопросы показывают, что проблема преодоления ксенофобии и интолерантности актуальна для современного учительского корпуса и значит велика необходимость совместных действий НПЦ «Холокост» и образовательных учреждений России. 

                                                Январь 2010 г.
  Учебный модуль по теме Холокоста, отредактированный по поступившим предложениям, и варианты тестов по Холокосту для ЕГЭ по истории России в декабре 2009 г. были Центром отосланы в Министерство образования и науки РФ. 
  В январе 2010 г. Департаментом государственной политики в образовании Минобрнауки РФ были разосланы 2 письма: 1) в Федеральную службу по надзору в сфере образования и науки об изучении и использовании при разработке заданий ЕГЭ по истории - материалов по теме Холокоста, предоставленных НПЦ "Холокост"(№ 03-76 от 19.01.2010), 
    2) Ректору Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Э.М. Никитину об изучении и рассмотрении возможности включения в учебные программы Академии учебного модуля по преподаванию темы Холокоста, разработанного специалистами-активистами НПЦ "Холокост" (№ 03-77 от 19.01.2010).


Сотрудничество с Институтами повышения квалификации педагогов   
                 
 Декабрь 2009.  В настоящее время в список областных институтов повышения квалификации  и др. образовательных учреждений России, заключивших договора о сотрудничестве с Центром «Холокост», присоединились еще 9 ИПК и Краснодарский государственный историко-археологический музей-заповедник им. Е.Д. Фелицына. Среди ИПК, заключивших договора – Калужский областной ИПК, Псковский областной ИПК, ИПК Еврейской АО, Вологодский институт развития образования,  Калининградский областной ИПК, Брянский ИПК, Красноярский краевой ИПК, Самарский ИПК и Ростовский областной ИПК.
Ректоратом Саратовского ИПК в октябре т.г. утвержден модуль программы  «Формирование толерантности через преподавание темы Холокоста», подготовленный доцентом Ириной Каменчук (см: http://www.holocf.ru/pages/86) на базе разработок участников летнего семинара педагогов России в Подмосковье. Его апробация прошла в Институте в рамках курсовой подготовки учителей истории и обществознания высшей квалификационной категории в октябре 2009 года.
    В ноябре т.г. модуль был разослан всем нашим активистам в вузах России (в том числе – в ИПК).
          Мы размещаем Модуль вместе с поступившими отзывами на сайте Центра для возможного уточнения и доработки (см. в разделе «Новости Центра»). Просим всех заинтересованных лиц присылать нам свои отзывы по адресу edu@holofond.ru (для З.И. Мороз).
          Модуль, отредактированный по поступившим предложениям, будет отослан в Министерство образования и науки РФ вместе с рекомендациями по изучению темы Холокоста в рамках новых программ вузов.
Модуль И. Каменчук - здесь



 

Cовместное издание Института Изучения Иудаизма в СНГ под руководством р.Адина Штейнзальца и Международного центра неформального еврейского образования «Меламедия»
The present publication was financially supported by CONFERENCE ON JEWISH MATERIAL CLAIMS AGAINST GERMANY. INC. 
  Заказать брошюры "УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КУРСА ПО КАТАСТРОФЕ"
можно здесь. 

 Катастрофа европейского еврейства во время Второй мировой войны - особая тема, преподавание которой сопряжено с целым рядом сложностей, как психологического, так и методологического характера. Одна из главных проблем - подборка материалов и угол зрения, под которым их можно представить. На русском языке существует довольно большое количество публикаций, посвященных Катастрофе. Однако зачастую довольно сложно подобрать материал на необходимую тему, ибо это требует серьезной работы по проработке и систематизации содержания существующих публикаций, слишком различных по своей направленности и далеко не однородных по уровню.

  Настоящий проект представляет собой попытку создать ряд тематических сборников, своего рода хрестоматий, дополненных предисловиями, методическими замечаниями, комментариями и вопросами, задающими направление изучения представленных материалов. Главная особенность проекта состоит в том, что выбранные темы относятся не к фактологическим аспектам Катастрофы, а - к духовно-мировоззренческим. Кроме того, подбор материалов осуществлялся на основе максимально широкого взгляда на Катастрофу, включающего ее в контекст истории еврейского народа в целом. Этим объясняется наличие библейских, талмудических и средневековых раввинистических источников, отражающих традиционный подход к трагическим событиям в судьбе еврейского народа и преодолению их последствий. Что касается материалов, созданных после Катастрофы, то по возможности, мы старались включить те из них, что вышли из под пера известных людей и общепризнанных авторитетов.

Само собой разумеется, что представленные в сборниках материалы не претендуют на полноту, но они, безусловно, могут явиться подспорьем в подготовке уроков на соответствующие темы. Мы надеемся, что эти хрестоматии окажутся полезными как для тех, кто преподает Катастрофу в различных неформальных образовательных структурах, так и для всех, кто интересуется мировоззренческими проблемами, связанными с этой темой. На сегодняшний день вышло 12 брошюр, ниже приводится их краткое содержание.
 
 
1. ТЕМА: ГАЛУТ, ГЕУЛА И КАТАСТРОФА

1. ПЕРВОИСТОЧНИКИ ЕВРЕЙСКОЙ ТРАДИЦИИ И КОММЕНТАРИИ О НАКАЗАНИЯХ ЗА НЕИСПОЛНЕНИЕ ТОРЫ, ОБ ИЗГНАНИИ ИЗ СТРАНЫ ИЗРАИЛЯ И ОБ ИЗБАВЛЕНИИ НАРОДА ИЗРАИЛЯ.
    ПРОРОЧЕСТВА О НАКАЗАНИЯХ ЗА НЕИСПОЛНЕНИЕ ТОРЫ
    ПРОРОЧЕСТВА ОБ ИЗБАВЛЕНИИ (о Геуле)
2. СОВРЕМЕННАЯ ЕВРЕЙСКАЯ РЕЛИГИОЗНАЯ И ФИЛОСОФСКАЯ МЫСЛЬ О ГАЛУТЕ, ГЕУЛЕ И О КАТАСТРОФЕ ЕВРЕЙСКОГО НАРОДА.

2. ТЕМА: ПОДХОДЫ К ОСМЫСЛЕНИЮ КАТАСТРОФЫ

1. ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К КАТАСТРОФЕ.
2. РЕЛИГИОЗНОЕ ЗНАЧЕНИЕ КАТАСТРОФЫ ЕВРОПЕЙСКОГО ЕВРЕЙСТВА.
3. ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ КАТАСТРОФЫ.

3. ТЕМА: ПРОБЛЕМА СУЩЕСТВОВАНИЯ ЗЛА И СТРАДАНИЙ В МИРЕ И КАТАСТРОФА

1. ТАЛМУДИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ О ПРОБЛЕМЕ СУЩЕСТВОВАНИЯ ЗЛА И СТРАДАНИЙ В МИРЕ, О ДОБРОМ И ЗЛОМ НАЧАЛАХ В ЧЕЛОВЕКЕ.
2. ЕВРЕЙСКИЕ МЫСЛИТЕЛИ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ О ПРОБЛЕМЕ СУЩЕСТВОВАНИЯ ЗЛА И СТРАДАНИЙ В МИРЕ, О ДОБРОМ И ЗЛОМ НАЧАЛАХ В ЧЕЛОВЕКЕ.
3. СОВРЕМЕННАЯ ЕВРЕЙСКАЯ МЫСЛЬ О ТРАГЕДИЯХ.
В ИСТОРИИ ЕВРЕЙСКОГО НАРОДА, О ПРОБЛЕМЕ СУЩЕСТВОВАНИЯ ЗЛА И СТРАДАНИЙ В МИРЕ, О ДОБРОМ И ЗЛОМ НАЧАЛАХ В ЧЕЛОВЕКЕ.
4. ВЗГЛЯД НА КАТАСТРОФУ В СВЕТЕ ПОПЫТОК ОТВЕТА ТРАДИЦИОННОГО ИУДАИЗМА НА ПРОБЛЕМУ СУЩЕСТВОВАНИЯ ЗЛА И СТРАДАНИЙ В МИРЕ.

4. ТЕМА: ОТРАЖЕНИЕ ХОЛОКОСТА В МИРОВОЙ КУЛЬТУРЕ

1. ТЕМА ХОЛОКОСТА В ЛИТЕРАТУРЕ.
2. ТЕМА ХОЛОКОСТА В ПОЭЗИИ.
3. ТЕМА ХОЛОКОСТА В ПРОЗЕ.
4. ТЕМА ХОЛОКОСТА В ДРАМАТУРГИИ.
5. ХОЛОКОСТ В МИРОВОМ КИНЕМАТОГРАФЕ.

5. ТЕМА: ТРАГЕДИИ В ЖИЗНИ ЕВРЕЙСКОГО НАРОДА В СВЕТЕ ИСТОЧНИКОВ ЕВРЕЙСКОЙ МЫСЛИ

1. ИСТОЧНИКИ О РАЗРУШЕНИИ ПЕРВОГО И ВТОРОГО ХРАМОВ.
2. ТРАГИЧЕСКИЕ СОБЫТИЯ ИСТОРИИ ЕВРЕЙСКОГО НАРОДА В СРЕДНИЕ ВЕКА.
3. СРЕДНЕВЕКОВЫЕ МЫСЛИТЕЛИ О ТРАГЕДИЯХ В ИСТОРИИ ЕВРЕЙСКОГО НАРОДА.

6. ТЕМА: ИДЕЯ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ В ИУДАИЗМЕ, КАТАСТРОФА И ГОСУДАРСТВО ИЗРАИЛЬ

1. ИДЕЯ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ В ИУДАИЗМЕ.
2. КАТАСТРОФА И ВОЗРОЖДЕНИЕ ГОСУДАРСТВА ИЗРАИЛЬ.

7. ТЕМА: АНТИСЕМИТИЗМ И КАТАСТРОФЫ В ЕВРЕЙСКОЙ ИСТОРИИ

1. О ПОНЯТИИ «АНТИСЕМИТИЗМ» И ЕГО ПРОЯВЛЕНИЯХ В ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА.
2. АНТИСЕМИТИЗМ В НАЦИСТСКОЙ ГЕРМАНИИ.
3. РАВВИН АДИН ШТЕЙНЗАЛЬЦ О ПРОБЛЕМАХ АНТИСЕМИТИЗМА.
4. РУССКИЕ ПРАВОСЛАВНЫЕ ФИЛОСОФЫ О ПРОБЛЕМЕ АНТИСЕМИТИЗМА.
5. ТИПОЛОГИЯ АНТИСЕМИТИЗМА.

8. ТЕМА: ОСВЯЩЕНИЕ ИМЕНИ Б-ЖЬЕГО, ЕВРЕЙСКИЙ ГЕРОИЗМ И СОПРОТИВЛЕНИЕ ВО ВРЕМЯ КАТАСТРОФЫ

1. ПОНЯТИЯ «ЕВРЕЙСКИЙ ГЕРОИЗМ» И «ОСВЯЩЕНИЕ ИМЕНИ» В ПЕРВОИСТОЧНИКАХ.
2. ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ЕВРЕЙСКОГО ГЕРОИЗМА.
3. ЕВРЕЙСКОЕ СОПРОТИВЛЕНИЕ ВО ВРЕМЯ КАТАСТРОФЫ.
4. ОСМЫСЛЕНИЕ ЕВРЕЙСКОГО ГЕРОИЗМА ВО ВРЕМЯ КАТАСТРОФЫ И ПОНЯТИЕ «ОСВЯЩЕНИЕ ИМЕНИ».
5. ПРОДОЛЖАТЬ ОСТАВАТЬСЯ ЕВРЕЕМ, НЕСМОТРЯ НИ НА ЧТО: ПРОЯВЛЕНИЯ ГЕРОИЗМА ЕВРЕЕВ В ИХ БОРЬБЕ ЗА ЕВРЕЙСКУЮ ЖИЗНЬ ВО ВРЕМЯ КАТАСТРОФЫ.

9. ТЕМА: СОВРЕМЕННАЯ ЗАПАДНАЯ МЫСЛЬ И КАТАСТРОФА

1. ЗАПАДНАЯ КУЛЬТУРА НОВОГО ВРЕМЕНИ И ЕВРЕИ ДО КАТАСТРОФЫ.
2. ЕВРОПЕЙСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ В ПРИЗМЕ КАТАСТРОФЫ.
3. ЕВРЕЙСКИЕ ФИЛОСОФЫ О ПУТЯХ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ И ИУДАИЗМА ПОСЛЕ КАТАСТРОФЫ.
4. ХРИСТИАНСКОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ КАТАСТРОФЫ.

10. ТЕМА: ИУДЕО-ХРИСТИАНСКИЙ ДИАЛОГ ПОСЛЕ КАТАСТРОФЫ

1. ЕВРЕЙСКОЕ СЧАСТЬЕ КАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ. Ответы раввина Адина Штейнзальца на вопросы журнала «Шпигель».
2. Фрагмент из статьи Эмиля Факенѓейма "ЕВРЕЙСКАЯ ВЕРА И КАТАСТРОФА"
3. Из книги Эмиля Факенѓейма "О ХРИСТИАНСТВЕ ПОСЛЕ ХОЛОКОСТА"
4. Фрагменты из книги р. Элиэзера Берковича "ВЕРА ПОСЛЕ КАТАСТРОФЫ"
5. Фрагмент из статьи Евгения Берковича "ХРИСТОС В ОСВЕНЦИМЕ (кризис христианства после Холокоста)"
6. Фрагмент из статьи С. Лезова "ХРИСТИАНСТВО ПОСЛЕ ОСВЕНЦИМА"
7. Фрагмент из книги Майкла Макгарри "ХОЛОКОСТ КАК ПОВОРОТНОЕ СОБЫТИЕ ДЛЯ ХРИСТИАНСТВА"
8. Фрагменты доклада Сергия Гаккеля "КАК СООТНОСИТСЯ ЗАПАДНОЕ БОГОСЛОВИЕ "ПОСЛЕ ОСВЕНЦИМА" С СОЗНАНИЕМ И БОГОСЛУЖЕНИЕМ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ?"
9. ДЕСЯТЬ ТЕЗИСОВ ЗЕЕЛИСБЕРГА
10. СВЯЩЕННЫЙ ДОЛГ. О новом подходе христианского вероучения к иудаизму и еврейскому народу

11. ТЕМА: ВЕРА И КАТАСТРОФА. «ГДЕ БЫЛ Б-Г ВО ВРЕМЯ ОСВЕНЦИМА?»

1. ИСПЫТАНИЯ ЕВРЕЙСКОГО НАРОДА И ЕГО ВЕРА.
2. ВЕРА ВО ВРЕМЯ КАТАСТРОФЫ.
3. «МЫ ДОЛЖНЫ ВЕРИТЬ, ПОСКОЛЬКУ НАШ БРАТ ЙОВ ВЕРИЛ...».

12. ТЕМА: ПОСТИЖЕНИЕ НЕПОСТИЖИМОГО. ОСМЫСЛЕНИЕ УРОКОВ КАТАСТРОФЫ.

1. МОЖЕТ ЛИ ПОВТОРИТЬСЯ ХОЛОКОСТ? Раввин Адин Штейнзальц отвечает на вопросы р. Й. Херсонского
2. РАВВИН АДИН ШТЕЙНЗАЛЬЦ, «ПРОСТЫЕ СЛОВА» (фрагменты из книги)
3. О СМЫСЛЕ КАТАСТРОФЫ. Фрагменты статьи р. Шломо Авинера «Катастрофа и Геула»
4. МАЙЯ КАГАНСКАЯ. Выступление на религиозно-философском семинаре, посвященном Катастрофе
5. АНДРЭ НЕЕР. ИУДЕЙСКИЙ, РЕЛИГИОЗНЫЙ СМЫСЛ КАТАСТРОФЫ ЕВРЕЙСТВА В ПЕРИОД ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ
6. ЭММАНУЭЛЬ ЛЕВИНАС. «ПОЭЗИЯ И НЕВОЗМОЖНОЕ»
7. А.-Б. ЙЕЃОШУА. В ЧЕМ ИСТОЧНИК НЕНАВИСТИ К ИЗРАИЛЮ: ПОПЫТКА ОСМЫСЛЕНИЯ
8. ИМРЕ КЕРТЕС. «ЯЗЫК В ИЗГНАНИИ» (речь в берлинском театре «Ренессанс» в 2000 г.)
9. БЕСПРЕЦЕДЕНТНОСТЬ И УНИВЕРСАЛЬНОСТЬ ХОЛОКОСТА. Отрывок из книги А. И. Альтмана «Холокост и еврейское Сопротивление на оккупированной территории СССР»
10. Михаил Гефтер о Холокосте. Из книги «Эхо Холокоста и русский еврейский вопрос»
На главную страницу сайта 

Гуткина Н
., преподаватель ННГУ им. Н.И.Лобачевского. Тематический план преподавания курса “Холокост” для студентов исторического факультета Нижегородского университета (политологи, историки, международники): http://www.ijc.ru/i_holl.html

 
Версия для печати