Адрес: 115035, Москва,
ул. Садовническая, 52/45, Центр (НПЦ) "Холокост"
(схема проезда).
Тел/факс: (495) 953-33-62
8-915-091-5321
E-mail: center@holofond.ru

Индекс цитирования

Deutsch English

Учебные и методические пособия



 Учебные и методические пособия, разработанные "Яд Вашем"
 Вниманию преподавателей предлагаются электронные варианты трех учебно-методических пособий, разработанных руководителем русскоязычных программ Международной школы изучения Холокоста  "Яд Вашем"д-ром Ирит Абрамски.
 
 "Личность и общество – дилеммы выживания в гетто". Составитель Д-р Ирит Абрамски. Иерусалим 2011. Предназначено для преподавателей, начинающих изучение темы Холокоста. Скачать здесь.
В заархивированном виде здесь

 "Идея и ее воплощение – как человек оказался  на такое способен?" Составитель Д-р Ирит Абрамски "Яд Вашем" 2007
 
Предназначено для преподавателей, продолжающих изучение темы Холокоста.  Скачать здесь.
В заархивированном виде здесь

 "Возвращение к жизни"- учебное пособие. Составитель Д-р Ирит Абрамски, Иерусалим, 2010.
Скачать здесь
В заархивированном виде здесь




     Учебные и методические пособия, разработанные НПЦ "Холокост"


     История  Холокоста и проблемы преподавания этой  темы  привлекают всё больший интерес не только историков и педагогов, но и широкой общественности. После решений Международной конференции по Холокосту в Стокгольме (2000) и Генеральной ассамблеи ООН об учреждении Международного Дня памяти жертв Холокоста (2005)  история и уроки Холокоста стали предметов внимания многих авторов отечественных учебников для средней школы. Анализ беспрецедентной по конечной цели – уничтожение целого народа - политики нацистской Германии , ее союзников и пособников по преследованию и уничтожению евреев Европы в 1933 -1945гг. актуален как для противодействия неонацистской и ксенофобской идеологии, так и для формирования толерантного сознания в нашей стране.
В 2010г. издательство «Русское слово» выпустило учебное пособие «Холокост: память и предупреждение», которое включало в себя документы и методические рекомендации по их использованию на уроках и во внеклассной работе. Настоящая книга существенно дополняет исторические и методические подходы к осознанию и преподаванию темы  Холокоста в России. Она содержит анализ основных этапов «окончательного решения» в контексте истории Великой Отечественной и Второй мировой войны, проблем идеологии тоталитарных государств, нарушения прав человека.
 Авторами пособия выступают известные отечественные историки и методисты, а также преподаватели школ и вузов из российских регионов. Первый раздел книги посвящен теоретическим и методическим аспектам преподавания темы Холокоста. Он содержит также анализ  учебников и учебных пособий , изданных как в России и СНГ, так и Западной Европе. Во втором разделе собраны тексты по теме из учебников для средней школы, изданных в России в последние годы. Они наглядно свидетельствуют, что в нашей стране в последние годы теме Холокоста уделяется все больше места не только при описании событий и итогов Второй мировой войны, но и при рассмотрении более широкого круга гуманитарных проблем. В приложении приведены как изданные учебные пособия по теме, так и материалы, позволяющие привлечь учащихся к внеклассной работе и повысить квалификацию педагогов.
  Надеемся, что эта книга поможет российским преподавателям более широко включить тему Холокоста в контекст своих уроков.
И.А. Альтман            

 
Историческая память: противодействие отрицанию Холокоста. //Материалы  5-й международной конференции «Уроки Холокоста и
современная Россия». / Под ред. И.А. Альтмана. Сост.: С.Б. Герус.  – М.: Российский Еврейский Конгресс, Центр и Фонд «Холокост», 2010 – 175 с.
В книге анализируются различные формы сохранения исторической памяти о Холокосте.  Значительное место уделено современным подходам  и оценкам  отрицания Холокоста. Рассмотрены методологические подходы в реализации задач по мемориализации мест массовых расстрелов и практические подходы к работе над темой Холокоста в инновационных программах педагогического и общего образования.
 Издание рассчитано на исследователей Второй мировой войны, преподавателей, студентов, школьников.
Издание осуществлено при содействии гранта The Conference on Jewish Material Claims Against Germany  (Клеймс Конференс, США)
ISBN 978-5-87902-206-3
Скачать текст  здесь


  Российский НПЦ "Холокост" совместно с Московским департаментом по образованию и  Московским институтом Открытого образования  выпустил в свет новое  методическое пособие, посвященное одной из самых страшных трагедий ХХ века - истории лагеря смерти Аушвиц (Освенцим).
  27 января 1945 он был освобожден войсками Красной армии. Задача предлагаемой вашему вниманию книги – помочь в проведении уроков, посвященных этой дате. Пособие включает историческую справку, документы, свидетельства очевидцев и участников событий, подборку стихов, статьи и разработки российских педагогов.
  Презентация пособия состоялась 18 января 2010 г. в НПЦ "Холокост"  наряду с другими изданиями "Российской библиотеки Холокоста"
Текст самого пособия можно найти на странице нашего сайта в разделе "Международный день памяти жертв Холокоста" (подраздел "Уроки, внеклассные мероприятия и проекты"), а также скачать здесь




  Холокост: взгляд учителя. Методическое пособие – сборник работ педагогов России и Беларуси.
Составители: И.А.Альтман, Д.В.Прокудин  Москва 2005. Издание осуществлено при содействии Claims Conference (США)
Фонд «Холокост», 2005
 Текст скачать здесь












История Холокоста на территории СССРАльтман И. А., Гербер А. Е., Полторак Д. И. История Холокоста на территории СССР.- М.: Фонд «Холокост», 2001.- 80 с.: ил.- (Российская б-ка Холокоста).
 

Учебное пособие для средней общеобразовательной школы. Имеет допуск Департамента образовательных программ и стандартов общего общего образования Министерства образования РФ.

Полный текст книги можно найти здесь: http://jhistory.nfurman.com/shoa/hfond.htm
 




 
 
Альтман И.А. Холокост и еврейское сопротивление на оккупированной территории СССР. Альтман И.А. Холокост и еврейское сопротивление на оккупированной территории СССР. Учебное пособие для студентов высш. учеб. заведений/ Под ред. А.Г. Асмолова.- М.: Фонд «Холокост», 2002.- 320 с.- (Российская б-ка Холокоста).

 Учебное пособие адресовано прежде всего студентам гуманитарных факультетов университетов и педагогических вузов. Оно содержит систематизированную информацию по истории нацистской политики преследования и уничтожения еврейского народа после прихода Гитлера к власти и до окончания Второй мировой войны. Рассматриваются политические, экономические, правовые аспекты темы; прослежена история Еврейского сопротивления; особое внимание уделено истории Холокоста на оккупированной территории СССР.

Пособие представляет интерес для историков ХХ века, преподавателей средних и высших учебных заведений. Публикация осуществлена в рамках Федеральной целевой программы «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе».

Издание осуществлено при содействии Jewish Community Development Fund in Russia and Ukraine, a project of American Jewish World service (USA).

 
 




Клокова Г.В. История Холокоста на территории СССР в годы Великой Отечественной войны (1941-1945): Пособие для учителяКлокова Г.В. История Холокоста на территории СССР в годы Великой Отечественной войны (1941-1945): Пособие для учителя- М.: НПЦ «Холокост», 1995.- (Российская б-ка Холокоста).

 

Пособие адресовано учителям истории средних школ, гимназий, лицеев, преподавателям колледжей и призвано помочь в организации урочных и внеурочных занятий с молодежью.

Включает программу факультативного курса «История Холокоста на территории СССР в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.», списки источников и рекомендуемой литературы.

 


 
Помнить, чтобы жить!
Помнить, чтобы жить! К 65-летию трагедии Бабьего Яра//Методическое пособие – сборник работ педагогов России и Беларуси/ Составители: А.Е. Гербер, И.А.Альтман, Л.М. Пятецкий, Е.Э. Беленькая.- М.: Центр и Фонд «Холокост», 2006. – 79 с., с илл.- (Российская б-ка Холокоста).
Предлагаемое методическое пособие – первое в новой серии «Российской библиотеки Холокоста» в помощь педагогам. Оно включает уроки и методические разработки российских, украинских и белорусских педагогов; исследовательские статьи; документы; литературные произведения о Бабьем Яре. Книга приурочена к 65-летию самого массового расстрела мирных жителей в годы второй мировой войны. Издание подготовлено по инициативе Международной Сети - Молодежное Правозащитное Движение (МПД) в рамках акции «Бабий Яр – никто не забыт!». Оно рассчитано на преподавателей, активистов молодежных гражданских организаций, школьников, студентов, всех, кому важно, чтобы коричневое прошлое не нашло себе дорогу в будущее.
Издание осуществлено при содействии Фонда Дж. и К. Макартуров в рамках проекта «Молодежные действия - ПРОТИВ ксенофобии, расизма, национализма – За толерантность и Права Человека» и Claims Conference.
 


Преподавание темы Холокоста в XXI веке.Преподавание темы Холокоста в XXI веке.- М.: Фонд «Холокост», 2000.- 224 с.- (Российская б-ка Холокоста). 
 

Книга содержит методические материалы и рекомендации по преподаванию темы Холокоста. В основу издания положены материалы III Международного симпозиума «Уроки Холокоста и современная Россия».

Рассчитана на преподавателей высшей и средней школы, студентов гуманитарных факультетов университетов и педагогических вузов.

Издание подготовлено при содействии «Яд Вашем».
 


 

Русская литература о Холокосте. Хрестоматия для учащихсяРусская литература о Холокосте. Хрестоматия для учащихся.- М.: НПЦ «Холокост», 1997.- 111 с.- (Российская б-ка Холокоста).

 

Первая в России хрестоматия литературы о Холокосте на русском языке предназначена учащимся старших классов школ, гимназий и лицеев. факультативно изучающим эту тему. Она может быть использована на уроках литературы, как дополнительный материал при рассмотрении произведений о Великой Отечественной войне. Вводная обзорная статья знакомит учащихся и преподавателей с основными проблемами темы. Рекомендуется для комплексного использования наряду с другими учебными пособиями НПЦ «Холокост».

Издание подготовлено при содействии «Tides Foundation».


 
 

Холокост в русской литературеХолокост в русской литературе: Сборник уроков и методических рекомендаций/ Составители: И.А. Альтман, А.Е. Гербер, Д.В. Прокудин.- М.: Центр и Фонд «Холокост»; МИК, 2006.- 96 с.- (Российская библиотека Холокоста).

 

Предлагаемое методическое пособие – второе в новой серии «Российской библиотеки Холокоста». Оно включает уроки и методические разработки российских педагогов-филологов по теме Холокоста. Пособие рассчитано на преподавателей и учащихся школ, лицеев, гимназий; студентов педагогических вузов и колледжей.

 
 
"Хрустальная ночь": урок истории«Хрустальная ночь»: урок истории: Методическое пособие/ Составитель:  Л.М. Пятецкий;  Под ред. И. А.Альтмана.  – М.: Центр и Фонд  «Холокост», 2008. – (Методическая библиотека «Память о Холокосте -  путь к толерантности». Вып. 4).

 

    Предлагаемое читателям пособие продолжает  ежегодную методическую  серию  «Российской библиотеки Холокоста». Оно издано в помощь учителям истории, обществознания, литературы, классным руководителям  и включает методические разработки российских педагогов; исследовательские статьи; документы; отрывки из воспоминаний. Пособие приурочено к 70-летию трагических событий в Германии, которые вошли в историю под названием «Хрустальная ночь». Книга будет полезна всем, кто интересуется всемирной историей и хочет извлечь уроки из страшного прошлого.

     Учебные и методические пособия, разработанные "Яд ва-Шем"(Израиль)
 
Абрамски И. Три куклы. Учебное пособие для учащихся 3 - 6 классов:
 
Абрамски И., Сигал Н. Антисемитизм. Учебное пособие:
 
Абрамски И., Сигал Н. Стоящие в стороне или стоящие рядом? Учебное пособие:
 
Антисемитизм сегодня: Как и почему? Учебное пособие:

Методическое издание, разработанное ко Дню Катастрофы, является плодом совместных усилий Института Изучения Иудаизма в СНГ под руководством р.Адина Штейнзальца и Международного центра неформального еврейского образования «Меламедия»
The present publication was financially supported by CONFERENCE ON JEWISH MATERIAL CLAIMS AGAINST GERMANY. INC. 
             
 Катастрофа европейского еврейства во время Второй мировой войны - особая тема, преподавание которой сопряжено с целым рядом сложностей, как психологического, так и методологического характера. Одна из главных проблем - подборка материалов и угол зрения, под которым их можно представить. На русском языке существует довольно большое количество публикаций, посвященных Катастрофе. Однако зачастую довольно сложно подобрать материал на необходимую тему, ибо это требует серьезной работы по проработке и систематизации содержания существующих публикаций, слишком различных по своей направленности и далеко не однородных по уровню.

  Настоящий проект представляет собой попытку создать ряд тематических сборников, своего рода хрестоматий, дополненных предисловиями, методическими замечаниями, комментариями и вопросами, задающими направление изучения представленных материалов. Главная особенность проекта состоит в том, что выбранные темы относятся не к фактологическим аспектам Катастрофы, а - к духовно-мировоззренческим. Кроме того, подбор материалов осуществлялся на основе максимально широкого взгляда на Катастрофу, включающего ее в контекст истории еврейского народа в целом. Этим объясняется наличие библейских, талмудических и средневековых раввинистических источников, отражающих традиционный подход к трагическим событиям в судьбе еврейского народа и преодолению их последствий. Что касается материалов, созданных после Катастрофы, то по возможности, мы старались включить те из них, что вышли из под пера известных людей и общепризнанных авторитетов.

Само собой разумеется, что представленные в сборниках материалы не претендуют на полноту, но они, безусловно, могут явиться подспорьем в подготовке уроков на соответствующие темы. Мы надеемся, что эти хрестоматии окажутся полезными как для тех, кто преподает Катастрофу в различных неформальных образовательных структурах, так и для всех, кто интересуется мировоззренческими проблемами, связанными с этой темой. На сегодняшний день вышло 12 брошюр, ниже приводится их краткое содержание.
 
 
Заказать брошюры "УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КУРСА ПО КАТАСТРОФЕ"
можно здесь.
1. ТЕМА: ГАЛУТ, ГЕУЛА И КАТАСТРОФА

1. ПЕРВОИСТОЧНИКИ ЕВРЕЙСКОЙ ТРАДИЦИИ И КОММЕНТАРИИ О НАКАЗАНИЯХ ЗА НЕИСПОЛНЕНИЕ ТОРЫ, ОБ ИЗГНАНИИ ИЗ СТРАНЫ ИЗРАИЛЯ И ОБ ИЗБАВЛЕНИИ НАРОДА ИЗРАИЛЯ.
    ПРОРОЧЕСТВА О НАКАЗАНИЯХ ЗА НЕИСПОЛНЕНИЕ ТОРЫ
    ПРОРОЧЕСТВА ОБ ИЗБАВЛЕНИИ (о Геуле)
2. СОВРЕМЕННАЯ ЕВРЕЙСКАЯ РЕЛИГИОЗНАЯ И ФИЛОСОФСКАЯ МЫСЛЬ О ГАЛУТЕ, ГЕУЛЕ И О КАТАСТРОФЕ ЕВРЕЙСКОГО НАРОДА.

2. ТЕМА: ПОДХОДЫ К ОСМЫСЛЕНИЮ КАТАСТРОФЫ

1. ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К КАТАСТРОФЕ.
2. РЕЛИГИОЗНОЕ ЗНАЧЕНИЕ КАТАСТРОФЫ ЕВРОПЕЙСКОГО ЕВРЕЙСТВА.
3. ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ КАТАСТРОФЫ.

3. ТЕМА: ПРОБЛЕМА СУЩЕСТВОВАНИЯ ЗЛА И СТРАДАНИЙ В МИРЕ И КАТАСТРОФА

1. ТАЛМУДИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ О ПРОБЛЕМЕ СУЩЕСТВОВАНИЯ ЗЛА И СТРАДАНИЙ В МИРЕ, О ДОБРОМ И ЗЛОМ НАЧАЛАХ В ЧЕЛОВЕКЕ.
2. ЕВРЕЙСКИЕ МЫСЛИТЕЛИ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ О ПРОБЛЕМЕ СУЩЕСТВОВАНИЯ ЗЛА И СТРАДАНИЙ В МИРЕ, О ДОБРОМ И ЗЛОМ НАЧАЛАХ В ЧЕЛОВЕКЕ.
3. СОВРЕМЕННАЯ ЕВРЕЙСКАЯ МЫСЛЬ О ТРАГЕДИЯХ.
В ИСТОРИИ ЕВРЕЙСКОГО НАРОДА, О ПРОБЛЕМЕ СУЩЕСТВОВАНИЯ ЗЛА И СТРАДАНИЙ В МИРЕ, О ДОБРОМ И ЗЛОМ НАЧАЛАХ В ЧЕЛОВЕКЕ.
4. ВЗГЛЯД НА КАТАСТРОФУ В СВЕТЕ ПОПЫТОК ОТВЕТА ТРАДИЦИОННОГО ИУДАИЗМА НА ПРОБЛЕМУ СУЩЕСТВОВАНИЯ ЗЛА И СТРАДАНИЙ В МИРЕ.

4. ТЕМА: ОТРАЖЕНИЕ ХОЛОКОСТА В МИРОВОЙ КУЛЬТУРЕ

1. ТЕМА ХОЛОКОСТА В ЛИТЕРАТУРЕ.
2. ТЕМА ХОЛОКОСТА В ПОЭЗИИ.
3. ТЕМА ХОЛОКОСТА В ПРОЗЕ.
4. ТЕМА ХОЛОКОСТА В ДРАМАТУРГИИ.
5. ХОЛОКОСТ В МИРОВОМ КИНЕМАТОГРАФЕ.

5. ТЕМА: ТРАГЕДИИ В ЖИЗНИ ЕВРЕЙСКОГО НАРОДА В СВЕТЕ ИСТОЧНИКОВ ЕВРЕЙСКОЙ МЫСЛИ

1. ИСТОЧНИКИ О РАЗРУШЕНИИ ПЕРВОГО И ВТОРОГО ХРАМОВ.
2. ТРАГИЧЕСКИЕ СОБЫТИЯ ИСТОРИИ ЕВРЕЙСКОГО НАРОДА В СРЕДНИЕ ВЕКА.
3. СРЕДНЕВЕКОВЫЕ МЫСЛИТЕЛИ О ТРАГЕДИЯХ В ИСТОРИИ ЕВРЕЙСКОГО НАРОДА.

6. ТЕМА: ИДЕЯ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ В ИУДАИЗМЕ, КАТАСТРОФА И ГОСУДАРСТВО ИЗРАИЛЬ

1. ИДЕЯ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ В ИУДАИЗМЕ.
2. КАТАСТРОФА И ВОЗРОЖДЕНИЕ ГОСУДАРСТВА ИЗРАИЛЬ.

7. ТЕМА: АНТИСЕМИТИЗМ И КАТАСТРОФЫ В ЕВРЕЙСКОЙ ИСТОРИИ

1. О ПОНЯТИИ «АНТИСЕМИТИЗМ» И ЕГО ПРОЯВЛЕНИЯХ В ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА.
2. АНТИСЕМИТИЗМ В НАЦИСТСКОЙ ГЕРМАНИИ.
3. РАВВИН АДИН ШТЕЙНЗАЛЬЦ О ПРОБЛЕМАХ АНТИСЕМИТИЗМА.
4. РУССКИЕ ПРАВОСЛАВНЫЕ ФИЛОСОФЫ О ПРОБЛЕМЕ АНТИСЕМИТИЗМА.
5. ТИПОЛОГИЯ АНТИСЕМИТИЗМА.

8. ТЕМА: ОСВЯЩЕНИЕ ИМЕНИ Б-ЖЬЕГО, ЕВРЕЙСКИЙ ГЕРОИЗМ И СОПРОТИВЛЕНИЕ ВО ВРЕМЯ КАТАСТРОФЫ

1. ПОНЯТИЯ «ЕВРЕЙСКИЙ ГЕРОИЗМ» И «ОСВЯЩЕНИЕ ИМЕНИ» В ПЕРВОИСТОЧНИКАХ.
2. ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ЕВРЕЙСКОГО ГЕРОИЗМА.
3. ЕВРЕЙСКОЕ СОПРОТИВЛЕНИЕ ВО ВРЕМЯ КАТАСТРОФЫ.
4. ОСМЫСЛЕНИЕ ЕВРЕЙСКОГО ГЕРОИЗМА ВО ВРЕМЯ КАТАСТРОФЫ И ПОНЯТИЕ «ОСВЯЩЕНИЕ ИМЕНИ».
5. ПРОДОЛЖАТЬ ОСТАВАТЬСЯ ЕВРЕЕМ, НЕСМОТРЯ НИ НА ЧТО: ПРОЯВЛЕНИЯ ГЕРОИЗМА ЕВРЕЕВ В ИХ БОРЬБЕ ЗА ЕВРЕЙСКУЮ ЖИЗНЬ ВО ВРЕМЯ КАТАСТРОФЫ.

9. ТЕМА: СОВРЕМЕННАЯ ЗАПАДНАЯ МЫСЛЬ И КАТАСТРОФА

1. ЗАПАДНАЯ КУЛЬТУРА НОВОГО ВРЕМЕНИ И ЕВРЕИ ДО КАТАСТРОФЫ.
2. ЕВРОПЕЙСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ В ПРИЗМЕ КАТАСТРОФЫ.
3. ЕВРЕЙСКИЕ ФИЛОСОФЫ О ПУТЯХ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ И ИУДАИЗМА ПОСЛЕ КАТАСТРОФЫ.
4. ХРИСТИАНСКОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ КАТАСТРОФЫ.

10. ТЕМА: ИУДЕО-ХРИСТИАНСКИЙ ДИАЛОГ ПОСЛЕ КАТАСТРОФЫ

1. ЕВРЕЙСКОЕ СЧАСТЬЕ КАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ. Ответы раввина Адина Штейнзальца на вопросы журнала «Шпигель».
2. Фрагмент из статьи Эмиля Факенѓейма "ЕВРЕЙСКАЯ ВЕРА И КАТАСТРОФА"
3. Из книги Эмиля Факенѓейма "О ХРИСТИАНСТВЕ ПОСЛЕ ХОЛОКОСТА"
4. Фрагменты из книги р. Элиэзера Берковича "ВЕРА ПОСЛЕ КАТАСТРОФЫ"
5. Фрагмент из статьи Евгения Берковича "ХРИСТОС В ОСВЕНЦИМЕ (кризис христианства после Холокоста)"
6. Фрагмент из статьи С. Лезова "ХРИСТИАНСТВО ПОСЛЕ ОСВЕНЦИМА"
7. Фрагмент из книги Майкла Макгарри "ХОЛОКОСТ КАК ПОВОРОТНОЕ СОБЫТИЕ ДЛЯ ХРИСТИАНСТВА"
8. Фрагменты доклада Сергия Гаккеля "КАК СООТНОСИТСЯ ЗАПАДНОЕ БОГОСЛОВИЕ "ПОСЛЕ ОСВЕНЦИМА" С СОЗНАНИЕМ И БОГОСЛУЖЕНИЕМ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ?"
9. ДЕСЯТЬ ТЕЗИСОВ ЗЕЕЛИСБЕРГА
10. СВЯЩЕННЫЙ ДОЛГ. О новом подходе христианского вероучения к иудаизму и еврейскому народу

11. ТЕМА: ВЕРА И КАТАСТРОФА. «ГДЕ БЫЛ Б-Г ВО ВРЕМЯ ОСВЕНЦИМА?»

1. ИСПЫТАНИЯ ЕВРЕЙСКОГО НАРОДА И ЕГО ВЕРА.
2. ВЕРА ВО ВРЕМЯ КАТАСТРОФЫ.
3. «МЫ ДОЛЖНЫ ВЕРИТЬ, ПОСКОЛЬКУ НАШ БРАТ ЙОВ ВЕРИЛ...».

12. ТЕМА: ПОСТИЖЕНИЕ НЕПОСТИЖИМОГО. ОСМЫСЛЕНИЕ УРОКОВ КАТАСТРОФЫ.

1. МОЖЕТ ЛИ ПОВТОРИТЬСЯ ХОЛОКОСТ? Раввин Адин Штейнзальц отвечает на вопросы р. Й. Херсонского
2. РАВВИН АДИН ШТЕЙНЗАЛЬЦ, «ПРОСТЫЕ СЛОВА» (фрагменты из книги)
3. О СМЫСЛЕ КАТАСТРОФЫ. Фрагменты статьи р. Шломо Авинера «Катастрофа и Геула»
4. МАЙЯ КАГАНСКАЯ. Выступление на религиозно-философском семинаре, посвященном Катастрофе
5. АНДРЭ НЕЕР. ИУДЕЙСКИЙ, РЕЛИГИОЗНЫЙ СМЫСЛ КАТАСТРОФЫ ЕВРЕЙСТВА В ПЕРИОД ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ
6. ЭММАНУЭЛЬ ЛЕВИНАС. «ПОЭЗИЯ И НЕВОЗМОЖНОЕ»
7. А.-Б. ЙЕЃОШУА. В ЧЕМ ИСТОЧНИК НЕНАВИСТИ К ИЗРАИЛЮ: ПОПЫТКА ОСМЫСЛЕНИЯ
8. ИМРЕ КЕРТЕС. «ЯЗЫК В ИЗГНАНИИ» (речь в берлинском театре «Ренессанс» в 2000 г.)
9. БЕСПРЕЦЕДЕНТНОСТЬ И УНИВЕРСАЛЬНОСТЬ ХОЛОКОСТА. Отрывок из книги А. И. Альтмана «Холокост и еврейское Сопротивление на оккупированной территории СССР»
10. Михаил Гефтер о Холокосте. Из книги «Эхо Холокоста и русский еврейский вопрос»

                            Дополнительная литература для учителей:
 
Анатолий Кардаш. Черновой вариант Читать и скачивать здесь
Анатолий Кардаш. Посреди войны. Посвящения. Читать и скачивать здесь
Анатолий Кардаш. У черного моря. Читать и скачивать здесь
Анатолий Кардаш. Холокост(Шоа) Антология. Читать и скачивать здесь
 
Наша справка: Анатолий Кардаш (Аб Мище). Родился в 1934 г. в Киеве. Жил в Украине, Сибири, Москве, с 1991 г. в Израиле (Иерусалим). Работал в Зале Имен мемориального комплекса "Яд ва-Шем".  Автор цикла книг о Холокосте и героизме европейского еврейства ( «Внимание, евреи!» (1990), «Черновой вариант»(1994), «Посреди войны. Посвящения»(1998), «Холокост. Антология» (2003), «У черного моря» (2004)), а также многочисленных статей по проблематике Холокоста и антисемитизма, опубликованных в израильской и зарубежной прессе (Более подробно читать здесь)
В интернете представлен собственным сайтом

             Центр имени Симона Визенталя - ко Дню Катастрофы и героизма
  Вниманию руководителей еврейских религиозно-культурных центров и общин, учителей еврейских школ и лекторов, планирующих проведение мероприятий в День памяти жертв Катастрофы и героизма европейского еврейства (в этом году в Израиле его отмечают 21 апреля)!
 В Информационном письме библиотека Центра имени Симона Визенталя (Лос-Анжелес) рекомендует использовать ряд интересных видеофильмов (на английском языке), удостоенных премии Визенталя.
Среди них - документальный фильм «Геноцид». Это - история нечеловеческой жестокости людей по  отношению к себе подобным, история миллионов людей, женщин и детей, павших жертвами «окончательного решения еврейского вопроса». Уникальный документальный фильм органично объединяет в себе историческое повествование с историями жизни обычных людей, вовлеченных в орбиту нацистского террора. Текст читают голливудская кинозвезда еврейского происхождения Элизабет Тейлор и Орсон Веллес. Хотелось бы отметить, что копия фильма "Геноцид" поступала в еврейские центры и школы в начале 90-х. Имеется она и в НПЦ «Холокост» и может быть предоставлена желающим в Москве.
 
                       
 Другой фильм - «Долгий путь к дому» исследует ситуацию между 1945 и 1948гг. - время борьбы десятков тысяч перемещенных еврейских беженцев за достоинство и возрождение после Холокоста. Режиссер Морган Фриман
  
  
 
 
 
 
 
«Я никогда не забывал о вас.  Жизнь и наследие Симона Визенталя». Текст читает Николь Кидман.  Симон Визенталь, оставшийся в живых, потеряв 89 родных в огне Холокоста. «Охотник за нацистами» помог выследить более чем 1100 нацистских военных преступников и провел шесть десятилетий в борьбе  с антисемитизмом и ксенофобией. Наблюдая ранние усилия правительства США по судебному преследованию нацистских военных преступников, он понял, что "нет никакой свободы без правосудия" и решил посвятить  несколько лет их поиску. Они превратились в остальную часть его жизни.

 

  20 апреля 2009г. Израиль.
 В канун Дня памяти жертв Катастрофы Международная школа по изучению Холокоста при «Яд ва-Шем»  информировала участников образовательных программ по всему миру. Тема нынешнего Йом а-Шоа - "Дети в период Холокоста ".
  «Яд ва-Шем» подготовил  Интернет-сайт  с набором образовательных материалов и списками имен погибших для  проведения мемориальных церемоний; на основании этих ресурсов участники смогут подготовить свои сценарии для проведения уроков и т.д.
  Руководство Международной школы подчеркивает, что у каждого участника, зажигающего  сегодня вечером факел Памяти  на площади Героев Варшавского гетто в «Яд ва-Шем» - неповторимая судьба и призывает учиться у них, оставшихся в живых, оказавшихся в те годы в чрезвычайных обстоятельствах Катастрофы. Подробнее: здесь. 
 Следует отметить, что вебдизайн страниц сайта претерпел значительные изменения, интерфейс стал более дружественным для пользователей. Для всех, кто интересуется историей Катастрофы на территориях бывшего СССР, "Яд ва-Шем" ввел в действие новый исследовательский  проект на английском языке “The Untold Stories” – «Нерассказанные истории» , поддержанный д-ром Вячеславом (Моше) Кантором, председателем Совета директоров РЕК.  
Пользователь сможет найти подробную фотоиилюстрированную информацию не менее чем по 50 еврейским общинам на постсоветском пространстве, почти полностью уничтоженным в годы нацистской оккупации, а также воспользоваться географической картой.
   Модуль Ирины Каменчук  -  для педагогов России
Ректоратом Саратовского ИПК  утвержден модуль программы  «Формирование толерантности через преподавание темы Холокоста», подготовленный доцентом Ириной Каменчук.
   Мы размещаем модуль вместе с поступившими отзывами на сайте Центра для возможного уточнения и доработки. Просим всех заинтересованных лиц присылать нам свои отзывы по адресу edu@holofond.ru (контактное лицо – Зоя Ивановна Мороз, телефон (495) 9516797 begin_of_the_skype_highlighting            (495) 9516797      end_of_the_skype_highlighting).
   Модуль, отредактированный по поступившим предложениям, будет отослан в Министерство образования и науки РФ вместе с рекомендациями по изучению темы Холокоста в рамках новых программ для ИПК.
         Ждем откликов педагогов и работников органов образования!

                   Январь 2010 г.
  Учебный модуль по теме Холокоста, отредактированный по поступившим предложениям, и варианты тестов по Холокосту для ЕГЭ по истории России в декабре 2009 г. были Центром отосланы в Министерство образования и науки РФ. 
  В январе 2010 г. Департаментом государственной политики в образовании Минобрнауки РФ были разосланы 2 письма: 1) в Федеральную службу по надзору в сфере образования и науки об изучении и использовании при разработке заданий ЕГЭ по истории - материалов по теме Холокоста, предоставленных НПЦ "Холокост"(№ 03-76 от 19.01.2010), 
    2) Ректору Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Э.М. Никитину об изучении и рассмотрении возможности включения в учебные программы Академии учебного модуля по преподаванию темы Холокоста, разработанного специалистами-активистами НПЦ "Холокост" (№ 03-77 от 19.01.2010).


02.02.2010 В интервью заведующего кафедрой истории Московского государственного педагогического университета, доктора исторических наук, Александра Анатольевича Данилова радиостанции  "Голос России" (иновещание), посвященном вопросам преподавания истории на постсоветском пространстве, говорится об искажении в освещении проблематики истории Второй мировой войны и Холокоста, в т.ч. замалчивании коллаборационизма на оккупированных территориях бывшего СССР. 
Более подробно прослушать и скачать здесь: http://rghost.ru/939546

 


 
Версия для печати